Исправление речевых ошибок.

· исправить ошибки в предложениях.

Придя первый день на участок, нам дали задание.

Д) Предупреждение ошибок в простых предложениях:

· укажите ошибки.

Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений.

Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений:

· устраните ошибки в предложениях:

Разведчик вернулся, то все стали активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман.

М. С. Соловейчик несколько иначе подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок. Она считает, что «обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме». [32, 279] Для решения данной проблемы автор предлагает «сочетание работы над тем или иным вопросом культуры речи с изучением основного программного материала». [39, 23]

В своих работах М. С. Соловейчик приводит фрагменты уроков русского языка по разделу «Состав слова» во 2 классе. [39, 23] Рассмотрим примеры некоторых упражнений.

1.Тема “Родственные слова”. Детям предлагается пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи?” Детям предлагаются предложения: Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений.

В учебнике «Русский язык» 2 класс [9,85] приводятся подобные упражнения:

· прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова.

2. При знакомстве с корнем даются предложения для редактирования:

Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных.

Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод «употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка». [39, 23]

3.Тема «Приставка». Задание детям: «исправить ошибку в слове учувствовал, выделите ту часть, которая выбрана неверно».

4.От слов, называющих действие, образуйте однокоренные слова, называющие предметы.

5.Спишите. Выберете из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения:

Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.

Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.

Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико-орфографического материала.

Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела «Части речи». Примеры заданий:

1 класс. Тема. Слова в, из, к, на. [8,97]

Составьте пары слов, правильно выбирая в или на, из или с.

работу

Идут… завод

фабрику

завода

Возвращаются… работы

фабрики

школу

Идут… магазин

институт

школы

Возвращаются… института

магазина

2 класс. Тема. Части речи. [9,127]

Составьте пары слов, распределяя их по столбикам в зависимости от рода имени существительного. Запишите их, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

М. р. какой? ж. р. какая?

– … … …

Ср. р. какое?

– …

Месяц, луна, солнце – ярк…; костюм, рубашка, платье, пальто – нов…; арбуз, вишня, яблоко – красн…; джем, начинка, варенье, повидло – вкусн….

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5