Неверные установки в половом воспитании

Аскетическая установка

. Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того, аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения, отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви все, что связано с продолжением рода, стало считаться гре­ховным, нечистым, высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего, кроме хан­жества и лицемерия, это принести не могло, так как осу­ждению подвергалось естественное, неизбежное стрем­ление и право человека.

Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возмож­ности оградить от контактов с мужским полом — не раз­решают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добав­ляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы, восполь­зовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому по­лу. Затем прививается мысль о безнравственности, гре­ховности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девуш­ки остается лишь то, что связано с расчетом и формаль­ной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством внутреннего антагонизма по отношению к му­жу, и это является одним из важнейших источников раз­лада супружеской жизни, так как превращает ее в обя­занность, в тяжелый и неприятный долг.

Аскетическая установка в половом воспитании по­давляет, особенно у девушки, непосредственные прояв­ления полового влечения, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рас­судочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личност­ных контактах. Вместо естественного, здорового инте­реса к мужскому полу у девушки в голове тщательно раз­работанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчай­шие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской (см. ниже).

Аскетическая установка может быть преодолена как в результате выраженности собственного стремления де­вушки к личностному общению, так л в результате нас­тойчивости окружающих, разумеется, если девушка дос­таточно привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несов­местимости (дисгамии). Последнее же, согласно наблюде­ниям А. М. Свядоща, способствует возникновению жен­ского пассивного гомосексуализма.

Потребительская установка

. В качестве особого яв­ления эта установка более характерна для воспитания девочек.

Для каждой нормальной девочки должна быть естест­венной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью — это выхола­щивает его, извращает смысл. Тем не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», со­держал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».

Если разобраться, то в основе всего этого помимо ме­лочного мещанского расчета лежит и неуважение к чело­веку, будь то собственная дочь или ее будущий муж, глу­бокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности, инструментом не союза, а разобщения.

В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к так называемому целомудрию. По­ловое воспитание должно быть направлено, в частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Од­нако при этом нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежден­ность в том, что конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между любящими друг дру­га мужчиной и женщиной, что в основе этого гармонич­ного комплекса лежит чувство любви и взаимного ува­жения, и ни одна его часть не может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это дере­во, у которого корни в телесном мире, а ветви его развет­вляются над этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все больше, все богаче». Спе­циально выделять и превращать в предмет спекуляции и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то целомудрие само по себе, как тако­вое,— качество, которое никому не нужно, и держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.

Перейти на страницу: 1 2 3 4