Методы и приемы работы над словарем.

Рассказы, придуманные детьми, вскрывают запас их представлений, направленность интересов и уровень их речевых умений.

При каждой работе следует давать детям время для обдумывания, никогда ничего не требовать сразу, так сказать с места в карьер. Ведь каждый сколько-нибудь уважающий свое дело педагог сам готовится к занятию, обдумывает и план своего рассказа, и разработку его. Вправе ли мы требовать от детей, чтобы они проделыва­ли эту работу без подготовки? Этими нелепыми, к сожа­лению, столь часто предъявляемыми к детям требовани­ями объясняются в значительной степени разбросанность и хаос их мыслей и еще больше — дефекты их языка.

Нельзя не упомянуть еще об одном виде работ в этой области—заканчивании детьми рассказа, работе, кото­рой с такой страстностью предавался маленький Гете. “Если я прерывала рассказ и отодвигала развязку до другого вечера,—свидетельствует его мать,—я могла быть уверенной, что он докончит его сам и явится на помощь моему воображению. И когда я на другой вечер заканчивала его так, как он желал, и прибавляла: “Вот видишь, как ты верно отгадал”,—восторгу его не было конца”. Конечно, не все дети реагируют на подобное зада­ние с гениальностью Гете, но все очень любят подобные работы. Педагог рассказывает детям начало рассказа, предоставляя им придумать конец. Очень желательно да­вать такое начало, которое предоставляло бы простор во­ображению детей разветвляться в разных, часто противо­положных направлениях. При этом в высшей степени интересно следить за проявлением индивидуальности детей, их психики и мировоззрения.

Рассказы по картинкам. Остается еще сказать о рассказах, составляемых по картинкам. Картинки— материал, исключительно приспособленный к тому, что­бы стимулировать к составлению рассказов. Представ­ленные на картинке предметы объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. При занятиях с маленькими детьми нужно выбирать такие картинки, художественный замы­сел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребенка, облегчать работу его воображения и опираться на жизненный опыт ребенка, на запас его представлений. Дети начинают справляться с этой задачей в среднем около 5—6 лет.

Но рассказывать детям по картинке следует гораздо раньше. Трехлетки, а иногда и двухлетки реагируют на такие рассказы с большим интересом.

Рассказывание детям по картинкам—один из наибо­лее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предше­ствовать образцовый рассказ педагога. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.

Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2—3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.

Картинку, намеченную для составления рассказа деть­ми, заблаговременно вывешивают в определенном месте. Детям нужно дать время с ней познакомиться, хорошень­ко рассмотреть. Рассказывают дети поочередно. Преры­вать рассказчика не следует. Все замечания делаются в конце.

Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в та­ком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы, путем наводящих вопросов помогает им тему. развивать, освещать ее наиболее существенные стороны. Дети высказываются, вносят в содер­жание рассказа те или другие, иногда противоречивые подробности, спорят, приходят к соглашению. По окон­чании этой предварительной работы кто-нибудь из детей излагает рассказ в связном виде. Такая коллективная работа, сопровождаемая обменом мнений, особенно цен­на для развития мышления и языка.

Приводим рассказ, коллективно составленный во­семью детьми 7 лет по картинке “Читающие мальчики”:

“На опушке леса стоял небольшой деревянный домик. В нем жила вдова с двумя сыновьями—Колей и Ваней. У них была собака. Мальчики жили очень дружно. Соба­ку звали Дружок. Это было летом. Мама этих мальчиков была сельской учительницей. Коля и Ваня учились в школе, и у них было много товарищей.

Один раз под вечер, когда Коля и Ваня кончили уро­ки, к ним в дверь постучались. Оказалось, что к ним при­шли школьные товарищи—Костя и Митя. Когда дети поздоровались, Коля сказал: “У нас есть очень интерес­ная книга, мы ее взяли в школе, в библиотеке; пойдем на крыльцо, мы почитаем и посмотрим картинки”. Они по­шли и сели на крыльцо, на ступеньках.

Вдруг слышат сзади шаги. Обернулись, видят—бе­жит Дружок. Он сел рядом с ними. Коля читал вслух, и все слушали. Умная собака тоже внимательно слушала и ни разу не помешала. Они прочли два рассказа. Потом мама Коли и Вани постучала в окно и позвала детей пить чай. Мальчики выпили чаю, поблагодарили, и Костя и Митя пошли домой, а Ваня и Коля остались в комнате. Скоро надо было ложиться спать”.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6