Методы и приемы работы над словарем.

Ребенок вынужден брать и комбинировать слова и вы­ражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа. Ребенку рассказывать о виденном, слышанном и пережитом приходится почти ежедневно, но делает он это часто хаотически.

Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо при­вивать соответствующие культурные навыки: как встать. выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за свое; позой. Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.

Пересказ готового литературного произведения не должен, конечно, быть вычеркнут из числа факторов, развивающих речь детей: ему должно быть только отве­дено второстепенное место. Рассказ, прочитанный детям, должен прежде, всего служить уяснению его основной мысли, его основных частей (плана), логической и при-. чинной связи его подробностей. И только когда эта рабо­та произведена, можно приступать к пересказу. Образ­цом должен опять-таки служить пересказ воспитателя. Можно передать рассказ без изменений, в собственном вольном изложении, и можно сократить его.

Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и до­ступные возрасту и развитию детей, допустимы для пере­сказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понят­ным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние дета­ли, подробности затрудняют усвоение сущности, а пото­му и осложняют самый пересказ. Вначале следует выби­рать рассказы возможно ясные и простые по конст­рукции.

Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться <в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи “полные ответы” хоть ка­кую-нибудь роль?. Иногда можно дать план рассказа. Положим:

1. Дети отправились в лес.

2. Неприятное приключение в лесу.

3. Возвращение домой.

По нему педагог составляет рассказ. Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

Вот образец такого рассказа мальчика 5 лет 9 месяцев.

План. 1. Пропал котенок. 2. Дети его ищут. 3. Дети “входят котенка.

“Жил-был котенок Пушок, потому что он был пушис­тый. И были дети, которые его очень любили. Вдруг Пу­шок пропал. Дети искали его под кроватью, на шкафу, в кухне; звали кс-кс-кс—нигде нет! Они пошли в сад, зовут: кс-кс. Вдруг слышат высоко: мяу-мяу. Видят—на дереве сидит Пушок: он влез, а слезть не может. Маль­чик Коля полез на дерево, снял Пушка и отнес домой”

В таких рассказах вымысел обыкновенно сплетается с фактами жизни самих детей. Так, у этого маленького рассказчика был котенок Пушок, и он видел, как маль­чик полез на дерево, чтобы снять сидевшую там кошку.

Дети 6 лет могут придумывать рассказы по заглави­ям, вроде следующих: “Ваня чуть не утонул”, “Катя раз­била куклу”, “Приключение на катке”, “Как дети выле­пили снежную бабу” и т. д.

Приводим образцы рассказов, придуманных детьми 6 лет на тему “Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо”.

Была только названа тема. Никакой предварительной проработки проведено не было.

Маня (6 лет 2 месяца). Учительница дала мальчику письмо отнести на почту. Он пошел. Он увидел пионеров

и с ними пошел и позабыл, что надо отнести письмо. Он долго не приходил домой. Учительница увидела, что мальчик долго не приходит. Она пошла его искать и на­шла у пионеров в отряде. Она увела его домой, а сама пошла отнести письмо.

Клара (6 лет 3 месяца). Одного мальчика послали на почту опустить письмо. Он потерял письмо и пришел домой. Его мама ругала и послала искать письмо. Идет он и видит: идет мальчик с письмом, его знакомый. Он спро­сил: “Ты потерял письмо?” Он сказал: “Да,, я потерял письмо”. Он взял у знакомого мальчика письмо и пошел на почту. Он опустил письмо и пошел домой. Мама спро­сила: “Ты нашел письмо?”. — “Да, нашел и опустил на почте”. Тогда мама сказала: “Если ты нашел, то это хо­рошо”.

3 и н а (6 лет 4 месяца). Одного мальчика послали на почту, чтобы письмо опустить, а он потерял. Он пришел домой, его заругали мама и папа.

Кира (6 лет 10 месяцев). Одного мальчика послали из детского сада снести письмо в почтовый ящик. Маль­чику было 10 лет. Он шел и увидел, что толпа народа сто­ит на улице. Он быстро прошел между народом и посмот­рел. Там лежала лошадь. Она упала. Это было дело зимой. Мальчик засмотрелся. Начали лошадь распрягать. Весь народ собрался, подняли лошадь. Мальчик вспом­нил, что надо снести письмо в почтовый ящик. Он быстро побежал и опустил письмо в почтовый ящик и скорее по­бежал в детский сад.

Валя (7 лет 4 месяца). Одного мальчика послали из школы на почту с письмом. Послали его поздновато. Поч­та через полчаса должна была закрыться. Ему надо было бежать скорее, чтобы не закрылась почта. Этот мальчик засмотрелся, как по улице ехал разукрашенный автомо­биль, который показывал “Петрушку”. Это было в празд­ник. Он засмотрелся и опоздал на почту. Когда он при­шел в школу с письмом, ему попало от учительницы. Она стала его ругать за то, что он смотрел на “Петрушку”. Они скоро пойдут в кино и там увидят тоже “Петрушку”, а незачем ему было стоять и смотреть какой-то автомо­биль. На другой день утром мальчик побежал на почту и отдал письмо служащему. Прибежал в школу и сказал, что он письмо отправил. В этот же день они пошли в ки­но и смотрели “Петрушку”.Кара (7 лет 10 месяцев). Жил мальчик в детском доме. Его звали Петя. Один раз учительница сказала: “Отнеси на почту письмо”. Он взял письмо и пошел. Это было зимой. Он идет и видит: ребята в снежки играют. Он тоже с ними заигрался. Потом видит: октябрята идут; он побежал за октябрятами и позабыл, что надо на поч­ту идти. Он думает: “Куда же я пошел?” И вспомнил, что надо на почту. Вот он побежал на почту, отнес пись­мо, получил расписку и пошел обратно. Пришел, а руко­водительница спрашивает: “Чего ты так долго?” А он от­ветил: “Я с ребятами в снежки заигрался, потом увидал октябрят, пошел за ними и забыл, что надо идти на поч­ту. Потом вспомнил и пошел”. А руководительница ска­зала: “Ты другой раз не забывай и не заигрывайся”.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6