Работа над смысловой стороной слова.

Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова имеет особое значение для подготовки детей к школе, так как в программе начальных классов большое место отводится практическому ознакомлению учащихся с лексиче­ским значением слов, с многозначностью слов и синонимией.

Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме лексических упражнений (продолжительностью 7—10 мин) для детей старших и подготовительных к школе групп.

1. Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. “Весна идет—как можно сказать по-другому?” Подбирая сло­ва, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети при­ходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правиль­но передают смысл словосочетания. Например, к словосочета­нию река бежит дети подбирают такие слова: течет, плывет, шу­мит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы “эквивалентными заменами”.

2. Задания на составление предложений с отдельными сло­вами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой—огромный—гро­мадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как из­вестно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова. 1 Составление предложений с заданными словами представ­ляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам "грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение пра­вильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полно­той и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

Перейти на страницу: 1 2