Работа над смысловой стороной слова.

Вместе с тем немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка, и в первую очередь над его многозначностью. Этот подход обеспечивает собственно языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произ­вольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повы­шению уровня общей речевой культуры. Удаление мозолей и натоптышей лазером спб narvskaja.spb.ru.

Таким образом, программа обогащения и активизации сло­варя должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углуб­ления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие задачи:

1) раскрытие многозначности слова;

2) расширение запаса синонимов и антонимов;

3) формирование умения правильно употреблять слова. Раскрыть перед детьми семантику многозначного слова по­могают синонимические и антонимические сопоставления.

На этих же занятиях можно привлекать к загадыванию известных им зага­док и детей; повторять старые загадки, но уже без наглядности.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па пер­вых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не назы­вая его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий явля­ются игровые, например в виде игры в магазин, когда “покупа­тель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предме­ты, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в ко­торой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одина­ковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые ма­шины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, кук­лы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особен­ности данного предмета в сравнении с другими, точно обозна­чить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ре­бенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется сред­ствами сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”. Описывая мяч, говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.

Такое описание по сути приближается к загадке, воспиты­вает у ребенка вкус к яркой, образной речи, способствует фор­мированию умения пользоваться своим запасом слов.

Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процес­се целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, ко­торые проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особен­но полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа “Скажи наоборот”, “Краски”, “Садовник”, “Чер­ного, белого не берите, “да” и “нет” не говорите”, “Продолжай дальше”. Содержанием такого продолжения может быть назы­вание различных частей или качеств одного предмета или на­зывание предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществля­ется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во вни­мании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

На необходимость разработки приемов использования сино­нимов и антонимов в словарной работе указывается и в “Прог­рамме воспитания в детском саду”. В ней рекомендуется “ис­пользовать слова с противоположным значением” и “воспиты­вать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова”.

Перейти на страницу: 1 2