Активизация словаря

Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одина­ковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые ма­шины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, кук­лы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т. п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особен­ности данного предмета в сравнении с другими, точно обозна­чить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ре­бенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется сред­ствами сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”. Описывая мяч, говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.

Такое описание по сути приближается к загадке, воспиты­вает у ребенка вкус к яркой, образной речи, способствует фор­мированию умения пользоваться своим запасом слов.

Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процес­се целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, ко­торые проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особен­но полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа “Скажи наоборот”, “Краски”, “Садовник”, “Чер­ного, белого не берите, “да” и “нет” не говорите”, “Продолжай дальше”. Содержанием такого продолжения может быть назы­вание различных частей или качеств одного предмета или на­зывание предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществля­ется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во вни­мании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

Перейти на страницу: 1 2 3