Активизация словаря

Закрепление и активизация словаря организуются в процес­се специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов широко используют в прак­тике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры “Чудесный мешо­чек”. Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: “Кто увидит и назовет больше?”

Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач сло­варной работы заключается не только в том, что на них осуще­ствляется закрепление знаний об особенностях предметов и со­ответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Чтобы максимально использовать возможности таких заня­тий для развития речи дошкольников, при их проведении необ­ходимо учитывать ряд методических положений.

Первое из них касается отбора загадок. Важно, чтобы загад­ки были доступны по содержанию, т. е. загадывались о знако­мых предметах, характерные особенности которых хорошо из­вестны. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов: построенные как прямое описание характерных особен­ностей предмета без его называния (например, “Зимой и летом одним цветом”) и так называемые метафорические, когда опи­сание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (например, загадка о еже: “Под соснами, под елками бежит подушка с иголками”).

Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особен­ности, а не запоминать отгадки к загадкам. Это ведет за собой необходимость, во-первых, внесения на такие занятия нагляд­ного материала, во-вторых, обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета, в-третьих, мотивировки ответа, отгадки, включающей доказа­тельства расшифровки образа.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассмат­ривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, ко­торые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Рассмотрим, как воплощаются эти требования, на примере одного из та­ких занятий.

В “чудесный мешочек” воспитатель помещает четыре-пять хорошо знако­мых предметов, поочередно предлагает детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей.

Воспитатель. Что ты достал? Сережа. Карандаш.

Перейти на страницу: 1 2 3