Подобрать методики для диагностики змпатии.

2. Провести психодиагностическое исследование ( определить нали­чие эмпатии).

3. Выявить различия показателей по эмпатиил

4. Определить уровень эмпатии по оценке ее другими людьми ( по методике Гавриловой).

5.Проверить связь уровня эмпатии по методике Мехрабиана с оцен­кой другим человеком

( Посчитать корреляцию).

6. Составить программу по развитию эмпатической способности.

Предложить варианты игр и упражнений тренинга для коррекции и раз­вития эмпатии.

Характеристика организационных

методов обследуемой группы.

В процедуре исследования участвовали 29 испытуемых.

Состав группы по полу был однородным ( все испытуемые женского пола). различный по возрастным параметрам ( от 20 до 60 лет), средний воз­раст испытуемых - 30 лет ( точнее от 35 до 40 лет).

Представитель группы имеют разное образование ( среднее, высшее).

работая в одном педагогическом коллективе детского сада испытуе­мые занимают разнообразные должности, учителя, воспитатели, помощники воспитателей, логопеды, руководители: хореографии, и изостудии дни. музыкальный. Фитодизайнер, медсестры, психолог, заведующая детским садом.

Контингент испытуемых различный и по стажу работы, в частности, в работе с детьми.

Процедура исследования включала в себя как индивидуальные, так и групповые методы проведения.

Вначале испытуемые работали по группам ( 1ая – воспитатели, учи­теля, 2ая - помошники воспитателей). Выполняли задания экспресс диагностики эмпатии ( им. И. М. Юсупова) было проведено групповым ме­тодом. Перед тем как был предложен опросник каждому предлагался бланк ответов к нему, затем испытуемым сообщалась подробная инструкция.

После соответствующей инструкции испытуемые, знакомясь с вопросами опросника, заполняли бланк ответов, проставив плюсы в тех в клеточках, которые соответствовали предпочитаемым им высказываниям.

На следующем этапе исследования каждому индивидуально предлагалась методика Гавриловой T7IL " Измерение действенного сочувствия в диад-ном общении, перед выполнением задания испытуемому сообщалось подробная, точная инструкция, затем зачитывались вопросы на карточках, которые он раскла­дывал под двумя карточками ответов. «Да» , «Нет». В этом задании каждый по предложенной схеме оценивал эмпатийную способность своего напарника по работе.

Для изучения индивидуальных особенностей точности идентифи­кации эмоций знакомства с методами изучения наблюдательности был пред­ложен набор фотографий ( лица детей, переживающих различные эмоции). Чтобы затем каждую фотографию назвать одной из эмоций Ответы в оп­ределенней порядке записывались в приготовленном бланке. Время выпол­нения задания было не ограниченным.

На следующем этапе после оценки эмоций детей каждому испытуемому предлагалась анкета для получения дополнительных сведений об особен­ностях жизненного пути испытуемого, его поведении характере об усло­виях воспитания и обучения, о ближайшем социальном кружении участни­ков испытуемой группы. Данные анкет нужны были для объективных опи­саний уровней эмпатичности по разным разделам теста эмпатических тенденций Мехрабиана.

На завершаемом этапе исследования каждому испытуемому давалась оценка по

умениям проявить свою эмпатическую способность двумя экс­пертами: заведующей детского сада и человеком с большим стажем.

Оценка давалась по десятибалльная системе всему коллективу (29чел).

Методы исследования

Тест эмпатических тенденций Мехрабиана. Это методика (опросник) для измерения эмпатической способности.

Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира.

При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характерис­тики следует учитывать. что для эмпатии характерно то. что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей ( животных), реально существующих, но и в изображенных, в художествен­ных произведениях литературы кино театра живописи, скульптуры.

Для выявления наличия эмпатии и определения её уровня была исполь­зована специальная методика Мехрабиана - тест эмпатических тенден­ций, адаптированная и, М Юсуповой. Её цель - овладение методом экспресс--диагностики с помощью оригинального опросника. Опросник содержит б диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, живот­ным, старикам, детям, знакомым и незнакомым людям.

В опросчике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый дол­жен оценить в какой мере он с ним согласен или не согласен используя вариантов ответов: «Не знаю». «Никогда или нет» «Иногда». «Часто», «Почти всегда», «Всегда или да».

Перейти на страницу: 1 2