Воспитание в труде

В том случае, если необходимость или интерес недо­статочны, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отлича­ется от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку каза­лось, что он исполняет просьбу по собственному добро­му желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями. Нужно говорить:

– У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя всякие другие дела .

Просьба – самый лучший и мягкий способ обраще­ния, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит.

Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, при­меняйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и, в особенности, если вы будете возбуж­дать личную инициативу ребенка, будете учить его ви­деть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже ни­каких прорывов. Только если вы запустили дело воспита­ния, вам придется иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требова­тельного. Во всяком случае никогда не нужно прибе­гать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Перейти на страницу: 1 2