Воспитание в труде

Правильное воспитание невозможно себе пред­ставить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был осно­ванием для человеческой жизни, для создания благополу­чия человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Попробуем подробнее проанализировать смысл и зна­чение трудового воспитания в семье.

Первое, о чем в особенности должны помнить роди­тели, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обще­стве, ценность его как гражданина будут зависеть исклю­чительно от того, насколько он в состоянии будет прини­мать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковы­ми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют ра­ботать лучше, другие хуже, одни способны только к само­му простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитыва­ются в нем в течение его жизни и, в особенности, в моло­дости.

Следовательно, трудовая подготовка, воспитание тру­дового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния .

.В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка .

Трудовое участие детей в жизни семьи должно на­чинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре ребенку должно быть указано, что он отвечает за це­лость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно поста­вить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Конечно, некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если эту тряпку он сам выпросит у мате­ри, если он к этой тряпке предъявит определенные санитарные требования, если он потребует лучшую тряп­ку и т. д. Точно так же и починка изломанных игрушек должна быть предоставлена ему самому в той мере, в ка­кой это ему по силам, разумеется с предоставлением в его распоряжение определенных материалов.

С возрастом трудовые поручения должны быть услож­нены и отделены от игры .

Спрашивается, какими мерами можно и должно вызы­вать у ребенка то или другое трудовое усилие. Меры эти могут быть самые разнообразные. В раннем детстве, ко­нечно, многое ребенку нужно и подсказать и показать, но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ре­бенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу. Воспитать такую готов­ность к труду, такую внимательность к нуждам своего коллектива – значит воспитать настоящего гражданина.

Очень часто бывает, что ребенок по своей неопыт­ности по слабости ориентировки не может самостоятель­но заметить потребности в той или другой работе. Ро­дители должны в таких случаях осторожно подсказать, помочь ребенку выяснить свое отношение к этой задаче и принять участие в ее разрешении. Это часто лучше его делать, вызывая простой технический интересу ра­боте но и злоупотреблять этим способом нельзя. Ребе­нок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент работами скучными. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в тру­довом усилии была не его занимательность, а его поль­за, его необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выпол­нять работы неприятные. Потом, по мере развития ребен­ка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.

Перейти на страницу: 1 2