Нравственное развитие ребенка

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ни­чего не делать для своего личного удобства и удоволь­ствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня по­явления его на свет, как к человеку, с полным призна­нием его личности и неприкосновенности этой личности.

.Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все окружающее его и повторять то, что соответствует его силам и уменью, привык сам рассуждать над тем материалом, который набрал своим наблю­дением, и этим развил свою способность мыслить, если никто не сбивал его в усвоении критерия правды, – только тогда при наступлении периода возмужалости он яв­ляется более подготовленным, так что в состоянии спра­виться с тем новым возбудителем, который у него явля­ется. Он сам отыскивает себе какое-либо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому чело­веку и подвергать его насильственным действиям и отнимать у него то, что ему лично в это время почему-либо особенно дорого. Будет ли он зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги, будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, не пре­пятствовать ему заниматься этим делом и дать ему воз­можность развернуть свои силы соответственно его спо­собностям. Точно так же не следует мешать его попыткам писать, заниматься литературным трудом, поэтическими произведениями, не отнимать у него такие произведения и не преследовать его за это, точно так же не восхищать­ся его произведениями и не придавать им несоответствен­ного значения. Если же он заинтересуется каким-либо от­делом естественных наук и если его занятия не состоят только в бесцельном убивании животных или бессмысленном собирании коллекций наравне с собиранием ста­рых марок, то необходимо не только не препятствовать этому, но, напротив, поддержать его в этом по силе возможности .

Перейти на страницу: 1 2 3