Нравственное развитие ребенка

.Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное тре­бование при семейном его воспитании. Необходимо пом­нить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной дея­тельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка первоначально исклю­чительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка сла­гаются представления, разъединением и сравнением ко­торых он уже вырабатывает себе критерий для своих дей­ствий. Если ребенок подмечает, что никакой последова­тельности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову .

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последователь­ным во всех своих действиях, за которыми ребенок посто­янно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдиво­сти среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и ко­торый к нему проще всего относится. Стоит только от­талкивать ребенка, если он высказывает подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последователь­ность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в при­вычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

.Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребе­нок – их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за моло­дым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного до­пустить нельзя, раз только родители обязаны содейство­вать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему по­томству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ре­бенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его непри­косновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое от­ношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям ста­новится, несомненно, более внимательным, но наиболь­ший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касал­ся его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энер­гию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следо­вательно, очень наблюдателен, а при такой наблю­дательности он легко набирает жизненный опыт .

Перейти на страницу: 1 2 3