Коменский и современная педагогика

Идеи гуманизма эпохи Возрождения определили у Я. А. Коменского веру в огромные возможности воспитания и образования людей, в неограниченные возможности развития способностей у всех детей. Он считал, что деятельность учителя по обучению других людей является "искусством искусств", сложной и благородной. Эту мысль он высказывает и обосновывает в своих произведениях неоднократно.

Всю свою жизнь он посвятил поиску наилучших методов о6учения молодых людей. Результатом стала "Великая Дидактика", которую он назвал "универсальным искусством учить всех всему!". Все мысли Коменского были направлены на необходимость рациональной организации учебного процесса, на экономию сил и времени. В этом он видел пути совершенствования профессионального мастерства учителя.

Каменский смело вводит в учебный процесс "школу-игру с элементами театрализации. Игровая деятельность служила потребностями студентов, облегчала процесс обучения, приближала их к жизни. При этом под игрой Коменский понимал не веселое времяпровождение в декорированных костюмах. Игра с его точки зрения должна преследовать серьезные цели. Она должна обучать и воспитывать, разыгрывать мир в чувственных картинах. Принцип деятельного подхода к игре – так назвали бы мы эту новаторскую идею.

Немаловажную роль отводил Коменский чтению и обсуждению торговых и коммерческих газет (для нас это важно, т. к. наше время – время коммерции). Это позволяло молодежи того времени расширять кругозор, устанавливать различные причинно-следственные связи, учиться другим языкам, узнавать мир в практических делах, вырабатывать в себе высокую культуру умственного труда (чего нам особенно сейчас не достает).

При этом знания в ходе чтения и обсуждения связывались единой системой: они не содержали в себе беспорядочные сведения.

Формирование знаний, умений и навыков (у Коменского "метод искусств") в системе "учитель-ученик, ученик-учитель" проходило через определенную систему правил, которые должны употребляться правильно и разумно, подтверждаться частыми упражнениями. "Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока, они не доведут учеников до полного овладения искусством. Ведь ответ является единственным средствам сделать человека мастером".

Далеко не полный перечень новаторских идей Коменского имеет непреходящее значение для нас. Например, весьма ценное положение: "пусть учатся писать – упражняясь в письме".

Собственный успешный опыт студентов подтверждает великую мудрость Я А. Коменского: "Именно таким образом все на собственном успешном опыте испытывают справедливость известного изречения: делая что-либо, делаем себя".

В педагогических трудах Я А. Коменского (26-я гл. "Великой Дидактики", "Материнская школа") большое значение придается подготовке детей до шести лет к школьному обучению.

Эту проблему Я. А. Коменский рассматривает по трем основным направлениям: значение подготовки детей к школе, признаки готовности детей к поступлению в школу, формы и способы работы школы и родителей.

Значение подготовки детей к школе Я. А. Коменский видит в том, чтобы родители заблаговременно настраивали детей на будущее учение, не запугивали бы детей школой и, наоборот, не внушали им, что школа - место увеселенья и баловства.

Признаками готовности детей к школе Я. А. Коменский считает следующие качества: если ребенок усвоил то, что ему следует знать в материнской школе; если в нем замечена способность суждения и умозаключения, если в нем пробуждено стремление к дальнейшему обучению.

Способы и формы работы родителей по воспитанию у детей готовности к шкале Я. А. Коменский определяет исходя из особенностей детей дошкольного возраста: нужно внушать детям пользу образования, знакомить детей со школой, классом, в котором они будут учиться, располагать детей к учителю, чтобы без боязни они шли в школу.

Говоря о воспитании у детей благочестия, Я А Коменский учит родителей, чтобы ежевечерне родители вместе с детьми совершали молитвы, "чтобы поскорее пришло то время, когда они пойдут в школу".

Я. А. Коменский наметил программу развития ума, руки, речи детей с тем, чтобы обеспечить успех обучения их в школе. Большое место отведено им в этой работе воспитанию у детей привычки к труду, бережного отношения к своим вещам, книгам, игрушкам.

Положения Я.А. Коменского о подготовке детей к школе не утратили своего значения и в наши дни, они могут быть использованы как в работе дошкольных учреждений; так и в первых классах начальной школы.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11