Коменский и современная педагогика

Не следствие ли это ложно понятой "всеобщности" образования (единое для всех) не искажение ли самой сущности общего образования как культурного достояния человечества? Случайно ли, что возникающие в перестроечные годы гимназии, лицеи и другие типы школ все более ориентируются на наклонности, интересы, способности ученика, его разностороннее развитие?

Конец ХХ в. отмечен идеей "мировых стандартов", тенденцией к повышению их уровня. В отношении к общему образованию данный подход может рассматриваться как предлагающий известные ориентиры в совершенствовании педагогического процесса, а не как очередная цель деятельности ученика и учителя, суетная погоня за миражами в ущерб развитию самобытной личности.

Идеи Коменского, как любое открытие в истории человечества, "обречены на распространение" и уже века стимулируют развитие гуманистической педагогической мысли. Очевидно, вызревание тенденции к осознанию международного характера педагогических проблем, характеризующей современное общественное сознание, будет способствовать актуализации многих аспектов его наследия.

В нашей педагогике последних лет все заметнее стремление к основательному пересмотру ее концептуальных основ, начиная с трактовки самой категории "воспитание". Этот процесс будет тем результативнее, чем полнее и глубже будет осознана гуманистическая природа педагогического процесса.

[1]

Я. А. Коменский, Мир чувственных вещей в картинках. Изд. 2-е, Москва, 1957, стр.27.

[2]

Е. Н. Медынский, История русской педагогики, Москва, 1938, стр. 45.

[3]

Н. П. Киселев, О московском книгопечатании 17 века, Книга, сборник II, Москва, 1960, стр. 169.

[4]

История педагогики и современность, Ленинград, 1970, стр. 14.

[5]

См. статьи Н. К. Гончарова и Д. О. Лордкинадзе в журнале "Советская педагогика", 1967, № 12. стр. 6.

[6]

См. статьи Н. К. Гончарова и Д. О. Лордкинадзе в журнале "Советская педагогика", 1967, № 12. стр. 8.

[7]

Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Под редакцией, с вводными статьями и примечаниями проф. А.А. Красновского. М., Учпедгиз. Т. 1, стр. 158-159.

[8]

Ян Амос Коменский. Великая дидактика, М., 1983, стр. 160-170.

[9] Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Под редакцией, с вводными статьями и примечаниями проф. А.А. Красновского. М., Учпедгиз. Т. 2, стр. 167.

[10] Великая Дидактика. Избр.пед.соч В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.460.

[11] Великая Дидактика. Избр.пед.соч В 2-х т. Т. 1.М ,1982. Стр.462.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11