Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись

.

Пейзаж

(фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Перейти на страницу: 1 2 3