Уровень сформированности временных представлений, выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).

Временные параметры

4 класс

Изменения в природе и жизни людей

35%

Временные изменения

50%

Пространственные изменения

30%

Социальные явления

35%

Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети).

Временные параметры

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изменения в природе и жизни людей

60%

58%

30%

18%

Временные изменения

70%

51%

35%

25%

Пространственные изменения

45%

30%

21%

15%

Социальные явления

43%

30%

19%

15%

Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети).

Временные параметры

4 класс

Изменения в природе и жизни людей

10%

Временные изменения

18%

Пространственные изменения

10%

Социальные явления

9%

Проанализируем результаты эксперимента.

В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей.

Таким образом, рассматривая полученные результаты, необходимо отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента.

Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени.

Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента, уменьшилось.

На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3