Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки

Перенос при функционировании сформированных навыков ха­рактеризуется, способностью применить их в иных, изменившихся условиях. Речь здесь 'идет о прикладных навыках, которыми овладе­вают учащиеся в процессе физического воспитания с целью дальней­шего их 'применения как «фоновых» 'в трудовой деятельности (на­пример, навыках лазания у рабочих-строителей).

Установлено, что с увеличением прочности, стабилизации двига­тельного навыка возрастает его положительный и ослабевает отри­цательный перенос. Положительный перенос при функционировании находится также в прямой зависимости от гибкости, приспособительности и, следовательно, переключаемости выработанного дви­гательного навыка. В силу отмеченной связи вариативность условий обучения, осуществляемая на этапе совершенствования, способст­вует последующему переносу умений и навыков.

Итак, учет закономерностей переноса тренированности — необ­ходимое условие обоснованного подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки для направленного развития ор­ганизма. Сознательное управление процессами переноса позволяет успешнее решать поставленные задачи.

При подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки необходимо исходить из критерия однонаправленности воздействия на функциональные системы организма специальных упражнений и конкретного процесса труда и его условий, а также критерия непосредственной прикладности изучаемых форм движе­ний для данной профессиональной деятельности. Последний крите­рий учитывается при подборе упражнений для формирования вспо­могательно-прикладных двигательных навыков.

Подбор средств на основе выделенных критериев будет как бы моделировать ('воспроизводить) рабочие нагрузки, ситуации выпол­нения действий, отдельные вспомогательно-прикладные формы дви­жений и условия деятельности, присущие конкретной профессии.

Однако такой подбор средств и их использование отнюдь не означает имитацию трудовых движений в целом или по элементам.

Применение критериев подбора специальных средств требует точных знаний психофизиологических особенностей конкретной профессиональной деятельности и обусловливающих их причин.

В процессе трудовой деятельности все системы организма чело­века приходят в состояние активности. Однако каждый трудовой процесс характеризуется преимущественным напряжением опреде­ленных функциональных систем: корковых и подкорковых механиз­мов центральной нервной системы, вегетативных функций, опреде­ленных групп мышц и т. д. В результате этого функциональные системы организма в неодинаковой степени участвуют в процессе тру­да, что и приводит к образованию специфических структур психиче­ских и физических качеств у представителей различных профессий. Все специфические качества, входящие в такие структуры, принято называть профессиональными. Причем в каждой структуре качеств (способностей) выделяют ведущие — центральные звенья, которым принадлежит решающая роль в обеспечении высокой работоспособ­ности и достижении профессионального мастерства.

Для раскрытия закономерностей формирования структуры про­фессиональных качеств важное значение имеет исследование специ­фического влияния объективных факторов труда на организм чело­века. При этом надо принять во 'внимание как положительные фак­торы, оказывающие тренирующее воздействие, так и отрицательные, которые в гигиене труда относят к категории «профессиональных вредностей».

Исходным в таком анализе является положение о единстве, не­разрывной взаимосвязи субъективных и объективных сторон труда.

Физиологические и другие изменения в организме человека спе­цифичны и зависят от характера выполняемой работы и 'влияния особых внешних условий. Учет данного факта имеет принципиально важное значение для правильного осуществления прикладной фи­зической подготовки.

Понятие «характер трудовых двигательных действий» — обоб­щающее. Оно отражает, прежде всего, функциональное содержание труда и связанные с ним (через технологию производства и аппара­турное оформление) самые существенные специфические особенно­сти рабочих приемов (действий). Приемы представляют собой кон­кретные объективные факторы, обусловливающие различные воз­действия на организм человека в процессе труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7