Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физиче­ская подготовка в профтехучилище— специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый с учетом; специфических особенностей и требований данной профессии.

За последний период роль такой подготовки в системе профессионально-технического образования значительно воз­росла. Это объясняется теми качественно новыми требованиями, которые предъяв­ляет современное производство к рабоче­му в условиях научно-технической рево­люции. Современное производство осна­щается новейшими машинами и оборудо­ванием. Механизация и автоматизация производственных процессов все больше освобождает человека от тяжелого физи­ческого труда. Преобладающим физиче­ским трудом становится труд средней и легкой тяжести.

Порождая целый ряд новых профес­сий и новых особенностей трудовой дея­тельности, технический прогресс предъяв­ляет все более высокие требования к ка­честву общеобразовательной, специаль­ной (по профессии) и физической подго­товки будущих рабочих.

Характерным для двигательной дея­тельности 'при современных формах труда, связанной с управлением сложной техникой, является быстрота и точность действий (точность по микро интервалами времени, мышечным уси­лиям и пространственным характеристикам). Рабочие действия час­то сопряжены с быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени полученной информации и срочным реагированием.

Все это предъявляет большие требования к центральной нервной системе, особенно к ее механизмам координации движений, к двига­тельному, зрительному, вестибулярному и другим анализаторам.

Вместе с тем есть еще немало профессий, где успешное выполне­ние рабочих операций невозможно без высокого развития силы, вы­носливости и ряда других физических качеств. К таким про­фессиям относятся профессии рабочих-монтажников и эксплу­атационников, занятых в строительстве и на обслуживании высот­ных промышленных, транспортных и жилых объектов, шахтеров и др.

Многие виды профессиональной деятельности связаны с воздей­ствиями на организм работающего различных внешних условий (высокая температура окружающей среды, ускорения, вибрация, эмоциональное напряжение, длительное пребывание в однообразной рабочей позе и Др.). Например, установлено, что у рабочих горячих цехов металлургических предприятий большому напряжению под­вержены терморегуляторный аппарат, сердечно-сосудистая и мы­шечная системы. В мартеновских, конверторных цехах трудовые операции выполняются при резком перепаде температур в зимний период (от +22, +24° С до —6, —8° С), при высокой температуре летом (+45, +50° С), повышенной скорости движения воздуха (2,5—3 м/с), в некоторых случаях—при интенсивном тепловом об­лучении.

В специфических условиях протекает трудовая деятельность монтажников строительных конструкций, электромонтеров по монта­жу и эксплуатации линий электропередач, контактных электриче­ских сетей на железных дорогах и ряда других профессий. Большин­ство рабочих операций они выполняют на высоте с ограниченной площадью опоры, что сопряжено с опасностью падения. Поэтому не­обходим непрерывный контроль за положением собственного тела в пространстве.

Высота — значительный физиологический раздражитель. Пре­бывание человека на высоте с ограниченной площадью опоры мо­жет служить причиной эмоциональной напряженности (боязнь вы­соты), особенно у молодых рабочих с небольшим производственным стажем и не прошедших специальной физической подготовки по профессии.

Таким образом, профессии различаются по психофизиологиче­ским характеристикам и условиям труда и, следовательно, предъяв­ляют разные требования к физической подготовленности человека причины предопределяют профилирование процесса физическо­го воспитания в профтехучилищах при сохранении ведущего значе­ния общей физической подготовки.

Требование профилирования педагогического процесса нашло свое отражение в программе по физическому воспитанию учащихся профессионально-технических училищ. Один из разделов програм­мы составляет профессионально-прикладная физическая подготов­ка. Ее место в учебном процессе в каждом училище определяется спецификой той профессии, по которой готовят рабочие кадры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6