Функции дополнительного образования.

- способы познания от подражания и непрерывного самообразования до самостоятельной научно-исследовательской и культурной деятельности;

- способы социальных (коммуникативных) взаимоотношений и взаимодействий от межличностных взаимоотношений в семье и в классе до взаимоотношений в трудовых, этнических, конфессиональных и т.п. социо-культурных общностях людей;

Соответственно, передача и усвоение способов человеческой деятельности, например, способов умственной деятельности, предполагает учет разных уровней и аспектов соответствующего психического процесса и/или способности.

Это означает, что с психологической точки зрения вопрос «чему обучать?» естественно влечет за собой вопрос: какую сторону (аспект, уровень) психики учащегося должно развивать содержание нашего обучения. Например:

- результативную сторону мышления, выраженную в виде усвоенных знаннй-умений-навыков по данной учебной дисциплине,

- процессуальную (оспособленную) сторону мышления, формируемую, в частности, на основе эмпирического или теоретического типа обобщения,

произвольную регуляцию своих умственных действий1, а может сыть, дивергентность и конвергентность мышления как свойства, характерные для развития творческого (или нетворческого) типа мышления2 и т.д. Исходя из этого, а также из воспитательных и социализирующих функций УДО, мы полагаем, что дополнительное образование должно иметь не только предметное содержание,

направленное на развитие знаний-умений-навыков, но и психологическое, направленное на психологическое развитие учащегося. Как считает Лейтес Н.С., содержание дополнительного образования может быть представлено как:

а) предметное содержание, представленное в соответствующем наборе знаний-умений-навыков, дающих учащемуся возможность быть субъектом знаний-умений-навыков, характерных для данной сонно-культурной области человеческой деятельности (художественное и техническое творчество, спортивная и досуговая деятельность, т. д. ),

б) способы учения и представленная в них способность учиться, те быть субъектом умственной и вообще учебной деятельности, когда учащийся овладевает навыками произвольной регуляции своей учебной деятельности, в какой бы предметной области она не проходила. Тогда знания-умения-навыки превращаются из цели обучения в средство развития этой способности,

в) способы социализации, которые выражаются в способности учащегося к межличностному и социальному взаимодействиям, столь необходимой для успешного вхождения и активной жизни в условиях современного общества. Это означает, по сути, формирование у учащегося способности быть субъектом своего развития в целом (включая физическое и психологическое здоровье, познавательные, личностные и коммуникативные способности, а также присвоение общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей). Тогда и знания-умения-навыки и способность учиться превращаются из цели обучения в средство раскрытия творческого потенциала учащегося как его «природной» способности к саморазвитию и самоактуализации своего творческого потенциала.

Зачем учить?

Ответ на этот вопрос предполагает определение стратегических и тактических целей учебно-воспитательного процесса (соответственно, учебных программ и педагогического взаимодействия) и образовательной среды в целом.

Учитывая социальную динамику функционала дополнительного образования от досугового к образовательному и от образовательного к социализирующему, мы полагаем целесообразным различить социальные и психолого-дидактические цели обучения.

С социальной точки зрения такими целями могут быть обучение по дополнительным (к общему образованию) учебным предметам, допрофессиональная подготовка, культурный досуг, укрепление здоровья, участие в конкурсах и фестивалях и т.п., а также развитие детского творчества, воспитание и социализация подрастающего поколения. В настоящее время можно видеть эволюцию функционала дополнительного образования: на первом этапе - от досугового к образовательному, на втором - от образовательного к социализирующему.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8