Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание

- самоутверждение (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

- самовыражения (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и возможностей);

- защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

самоактуализации (достижение личных и социальных идей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

В настоящее время используются педагогические технологии проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, компьютерная технология обучения, концентрированного обучения, модульного и другие.

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как преподавателей, так и студентов. Посредством грамотно разработанных педагогических технологий преподаватель способствует развитию и саморазвитию личности, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации.

Содержание общетехнической подготовки будущего преподавателя может оцениваться показателями:

- качественные - целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;

- структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;

- отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники, технологии и производства;

- гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.

Общетехническая подготовка будущего преподавателя слагается из общетехнологической подготовки, базовой технологической подготовки и специальной технологической подготовки (рис. 2).

Общетехнологической подготовкой могут служить учебные курсы, например, "Основы технологии" и "Основы технологической культуры".

Базовая инвариантная технологическая подготовка определена образовательным стандартом и включает обязательные технологические дисциплины, например: "ТКМ", "ОВЗ", "Резание материалов, станки и инструменты", "Основы производства", а также "Творческо-конструкторские дисциплины", "Практикум в учебных мастерских" и технологическую практику.

Специальная технологическая подготовка различна в различных учебных заведениях в зависимости от многих факторов, например, специализации преподавтельской деятельности, региональных особенностей и отличается содержанием, методами, средствами и формами подготовки.

Таким образом, специальная технологическая подготовка будущего преподавателя рассматривается как процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных, опережающих и проблеморешающих технологических знаний, умений и навыков. Это часть готовности к творческой преобразовательной деятельности как формирования профессиональных качеств личности, углубленного обучения, воспитания и развития в том направлении предстоящей педагогической деятельности, в котором учителю непосредственно предстоит работать с учащимися, в частности, по специализации "технология обработки конструкционных материалов и техническое творчество" по технологическим, творческо-конструкторским, электрорадиотехническим и графическим дисциплинам.

Проблеморешающими мы считаем такие знания, умения и навыки, которые позволяют решать различного пода нестандартные, непредвиденные технологические задачи. Например, выбор заменяющих материалов, инструментов, технологий обработки и соединений деталей при изготовлении различных изделий в творческих учебных проектах. Проблеморешающими могут быть альтернативные, инновационные, нетрадиционные, оригинальные и другие знания, умения и навыки.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8