Некоторые вопросы истории учебной деятельности

ных задач, предполагающее поиск и фиксацию конкретных чисел, характеризующих отношения вполне определенных величин (напри­мер нахождение числовой характеристики той или иной непрерыв­ной или дискретной величины при данной мерке). -Зто действие позволяет детям связать общий принцип получения числа с част­ными условиями сосчитывания совокупностей или измерения непре­рывных объектов. Понимание числа обнаруживается в том, что ребе­нок может свободно переходить от одной мерки к другой при опреде­лении числовой характеристики того же объекта, а тем самым соотно­сить с ним разные конкретные числа (одна и та же физическая вели­чина может быть соотнесена с самыми разными конкретными числами). Таким образом, дети решают исходную учебную задачу путем построения общего способа получения числа и одновременно усваи­вают его понятие. Теперь они могут применять этот способ и соответ­ствующее ему понятие в самых разных жизненных ситуациях, тре­бующих определения числовых характеристик объектов.

Еще одно учебное действие — действие контроля позволяет де­тям при сохранении общей формы и смысла предыдущих четырех дей­ствий изменять их операционный состав в зависимости от част­ных условий их применения, от конкретных особенностей их мате­риала (благодаря этому действия становятся умениями и навыка­ми) Действие оценки на всех стадиях решения детьми учебной за­дачи нацеливает другие их учебные действия на конечный резуль­тат — на получение и использование числа как особого средства со­поставления величин.

Мы описали кратко те учебные действия, которые позволяют детям усвоить понятие числа на основе содержательного (теоре­тического) обобщения. В процессе реального обучения эти действия, конечно имеют более сложное строение, описание которого пред­полагает и более детальную характеристику учебной деятельности детей на уроках математики80.

Отметим, что определение конкретного состава учебных задач и действий при усвоении школьниками материала того или иного учебного предмета представляет результат специальных и доста­ точно трудоемких психолого-дидактических и .психолого-методиче­ ских исследований, требующих применения общих положении тео­ рии учебной деятельности, которая вместе с тем сама развивается и уточняется при проведении этих конкретных исследовании. _ Изложенное выше понимание содержания и строения учебной деятельности связано с результатами ее психологического изуче­ ния Вместе с;тем такое понимание учебной деятельности в некото­ рых существенных моментах сближается с ее истолкованием в рабо­ тах носящих методический характер; в них намечаются основные пути дальнейшего совершенствования начального обучения, рас­ смотрим общий подход к учебной деятельности изложен­ ный в одной из таких работ, созданной сотрудниками сектора на 80 См Минская Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин.—В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы).М., 1966, с. 190—235.

чального обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.

« .В связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, — отмечают они, — фор-!мирование и развитие ее в I—III классах — центральная задача начального обучения и воспитания»81. И далее: «При этом наиболее важно обеспечить формирование у младших школьников общих уме­ний и навыков учебной деятельности. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться»82. Именно так можно «подготавливать учащихся к успешному обучению на следующем этапе средней школы»83.

Выше было сказано, что и для детской психологии основной задачей современного начального обучения является прежде все­го изучение закономерностей формирования у младших школьников полноценной учебной деятельности (умения учиться). Лишь при этом условии они могут успешно учиться в старших классах, где • учение — один из видов общественно полезной деятельности.

«Выдвижение на первый план развивающе-воспитательной функ­ции оказало решающее воздействие как на содержание, так и на методы начального обучения»84. И далее: «Введение новых поня­тий и идей в начальное обучение . предполагало повышение роли теоретических знаний, позволяющих рационализировать (и частич­но ускорить) изучение традиционного материала и усилить осу­ществление развивающе-воспитательной функции обучения. В свя­зи с этим большое значение приобрели методы обучения, направ­ленные на продуктивную деятельность учащихся, связанную с фор­мированием обобщений, абстракций, с самостоятельным применени­ем приобретенных теоретических знаний при решении учебных познавательных и практических задач»85.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15