Теория и практика взаимодействия

Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели как формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школы не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Идея гуманизации образования имеет широкое философско- антропологическое и социально- политическое значение, так как от её решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально- ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, на создание экологической и нравственной гармонии в мире (21).

Смена парадигмы современного образования- гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека- делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).

Деятельность- это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Анализ работ С.Л.Рубинштейна позволяет сделать следующие выводы о сущности деятельности:

1) всякая деятельность представляет собой процесс реализации отношений человека с окружающей действительностью;

2) любая деятельность есть не односторонний процесс воздействия человека на природу, а обоюдный процесс, то есть взаимодействие.

Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность (объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.

Подвійна стрілка вліво/вправо: Взаимодействие

Субъект  

Объект

Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действи-тельности.

В качестве предмета деятельности выступает какая- либо часть ок-ружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимо-действие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность , побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта деятельности) ( ).

В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования новой образовательной и культурной среды как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, прозводства и технологий. Поэтому нужна и разработка гибкого средового подхода, ориентированного не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и коммуникационное обеспечение развивающей и организующей среды.

Гуманизация- ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу- способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы:

Традиционная парадигма

Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований- главное в твоей работе.

Умело управляй коллективом- это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.

Ты- хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте.

Учёба- главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик- хороший ребёнок, плохой ученик- плохой ребёнок.

На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается- нарушитель, накажи его. За неправильный ответ- накажи. За под-сказку- накажи, за опоздание- накажи. За крик, бег, нарушение формы- накажи. Не ставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся- накажи всех. Родители- твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители- одна сила.

Хорошо учиться- это значит хорошо выполнять твои задания. Ты- образец, твоё решение задачи- об-разец, твоя грамотнотность, твои навыки- образец. Если ты потеряешь лидерство- ты больше не учитель.

Гуманистическая парадигма

Нет ответов правильных и не-правильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним ищи.

Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам.

Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило- у него была причина это сделать.

Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каж-дый его шаг.

Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений- простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил- знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по- разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй стого плану- он принадлежит только тебе.

Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял.

Не сторож ты ученику, не следователь, не судья.

Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках.

Не ошибается он, а ищет свой путь.

Гуманизация

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12