Теория и практика взаимодействия

3. для формирования сознания, понимания предмета изучения, обсуждения недостаточно получения знаний, необходимо выраженное к ним отношение (диалогическое с ними общение);

4. в диалогических отношениях существуют 2 формы диалога- внутренний и внешний, для которых важно создавать условия их возникновения.

При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

- выбор решения из альтернатив,

- разрешение проблемных ситуаций,

- поиск суждений на определённый факт или явление,

- решение задач неопределенного характера (не имеющего однозначного решения),

- выдвижение гипотез и предложений.

Для создания условий для внешнего диалога проектируются:

- вопросительный образ общения,

- обмен мыслями, идеями, позициями, дискуссии, коллективная генерация идей, оппонирование идей, предложений, доказательств,

- полифункциональный анализ идей и гипотез,

- творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого участника диалога (30).

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не предпринимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, формы и внутреннее содержание общения не согласуются. По данным современных международных исследований 83% учителей доминируют в диалоге, монологическую форму предпочитают в обучении 40% учителей.

В последнее время учёные вычленяют особую категорию- ценностное взаимодействие (104, 70).

Подробно рассмотрев теоретические предпосылки взаимодействия “учитель- ученик” и взяв их за основу, мы переходим к конкретной практике взаимодействия.

В прктической части мы рассматриваем вербальные и невербальные средства взаимодействия.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12