Проблема познавательного интереса в истории педагогики.

Существует так же расслоение учащихся по характеру их познавательных интересов:

аморфные интересы;

многосторонние – широкие интересы;

локальные – стержневые интересы.

Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Эти интересы слишком туманны и не определены, чтобы называться истинно интересом, можно сказать, что это скорее отсутствие интереса, чем его наличие.

Для учащихся с подобными интересами характерны:

неосознанность интересов, неумение отдать себе отчет в том, что именно привлекает их в учении и в какой степени;

неопределенность интересов, нерешительность, неуверенность в своей учебной деятельности;

предпочтение репродуктивной деятельности, предпочитают действовать по образцу, отсутствие интереса к поисковым и творческим задачам, отказ их решать;

отсутствие стремления к познанию, не проявляются желания добиваться хороших результатов в учении, интерес не к результатам познавательной деятельности, а ее процессом. Интерес носит не продуктивный, а процессуальный характер;

ограниченность круга знаний программой, не используются дополнительные источники информации для обогащения своих знаний;

неустойчивость интереса, не наблюдается склонностей к занятиям и узость кругозора;

отсутствие инициативы, бездумное следование за учителем;

отсутствие мобильности в перестройке способов учения.

Многосторонний, широкий характер познавательного интереса в учащихся отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности, побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира.

Для учеников с этой группой интересов характерно:

стремление к решению поисковых познавательных задач;

личностное отношение к деятельности;

стремление выйти за пределы программы в избранно области, интерес к современным научным открытиям, поиск дополнительных источников информации;

начитанность, довольно широкий кругозор;

активность, пытливость, любознательность.

Локальный, стержневой характер интересов школьников обычно сосредоточен на одной-двух смежных или полярных областях деятельности. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса.

Для этих учеников характерно:

относительно большая нацеленность и более узкая локальность предметной направленности;

высокая активность и практическая действенность;

тесная связь со склонностью учащегося.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7