Проблема познавательного интереса в истории педагогики.

В русской педагогике интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. С наиболее верных позиций, на мой взгляд, интерес в обучении раскрыт революционными демократами и разделяющими их позицию А.Д. Писаревым и К.Д. Ушинским. Руководимые идеями гуманизма, они выступали против схоластики в обучении и засилья скуки в школьной жизни. Они развенчали идеи педоцентризма, оправдывающие теории стихийности в воспитании, идеи потешающей педагогики, принижающее достоинство и возможности личности ребенка. Считая учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, они признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности.

Проблему интереса в индивидуальном развитии человека В.Г. Белинский и А.И. Герцен рассматривали на основе материалистического миропонимания, через глубокое познание жизни природы и общества. Поэтому, считал В.Г. Белинский, молодой ум следует приучить рассуждать без резонерства, мыслить без сухости и вникать не только в смысл, но и поэзию науки, тогда собственно и появится интерес к изучаемому предмету. Нужно хорошо знать детскую природу, поддерживать запросы детей, удовлетворять их стремление к фантазии, образному изображению событий и явлений, их любопытство, при помощи которого они ищут с удивительной настойчивостью и ловкостью истину. Так постепенно можно подводить ребенка к юности – времени благородных увлечений, когда душа однажды может придаться высоким интересам (А.И. Герцен).

Одна из главных забот воспитания, считал В.Г. Белинский, в том, чтобы приятное было полезно. Охота к чтению – хорошая наклонность, но и она может сделаться вредной, приучая детей к мечтательности и похищая время учения. Поэтому чтение должно расширять круг знаний о природе и обществе. В.Г. Белинский определили требования к детской литературе: для детей следует писать так же, как и для взрослых, но исключать то, что может нейтрализовать их интерес к науке, который является и побудителем и мощным средством активного познания. А.И. Герцен в романе «Былое и думы» писал, что ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общечеловеческий интерес.

Эта тема нашла свое отражение в работах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Если настоящие общественные отношения не согласны с требованиями высшей справедливости и не удовлетворяют стремлениям к счастью, писал Н.А. Добролюбов, то требуется решимость человека предпринять коренное изменение этих отношений, господствующих над нами и стесняющих нашу деятельность. Для этого уже в ребенке нужно воспитывать нравственные силы, крепкую волю, внутреннюю энергию для сознательной деятельности, чтобы противостоять неблагоприятным внешним влияниям и вносить в жизнь что-либо новое, более совершенное, отличное от прежде установленных порядков. А между тем все, что знает и чему верит воспитанник, вбито ему в голову насильно, без всякого участия его воли и чувства.

Все это находит яркое подтверждение в высказываниях Н.Г. Чернышевского: лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, побуждаемых участием в них.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7