Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей ребёнка с нарушением речи.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассмат­ривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные яв­ления органического поражения центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства; психопатии; вялопрогредиентмая шизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассмат­риваются с разных позиций, но каждая из них является право­мерной, так как имеет свое научное обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, по­лом, видом деятельности, местом проживания и другими факто­рами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональ­ной системы и формирования личности ребенка. Затем склон­ность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столь­ко же, сколько в первые три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в шко­лу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сме­ной ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повы­шением требований к ребенку, к его речевым умениям, обще­нию со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно и в период полового созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающих­ся немногим более 1%(по М. Е. Хватцеву).

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встре­чается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).[20,c.46]

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12