Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй, имеющей ребёнка с нарушением речи.

Выделяются следующие типы течения заикания: постоян­ный — заикание, возникнув, проявляется относительно посто­янно в различных формах речи, ситуациях ; в о л н о о б р а з н ы й — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий— исчезнув, заикание появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат за­икания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Классификация заикания

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьно­го возраста.

Первые попытки создания классификации относятся к 1937 го­ду. A. Allister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этио­логическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в струк­туре или функции органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоцио­нальной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологичес­кому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендес (1963).

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечают­ся психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку классификация заикания представ­лена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958).

Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравнове­шенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и по­явлению черт общей детской нервности; а также детей с повы­шенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоп­риятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сер­дечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дис­трофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись при­знаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания (то­ническая, клоническая), некоторые этиологические факторы, вто­ричные психические симптомы, степень успешности логопеди­ческого воздействия.

Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности, нередко осложнен­ное «косноязычием», у невротиков.

В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-пси­хического заболевания и особенностями заикания.[20,c.43]

М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами.

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных ор­ганических поражениях центральной нервной системы.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12