Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики

3. Фронтально-вариантная.

Организация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Рассмотрим применение дифференцированного подхода на различных этапах урока.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОЛХОДА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА.

Рассмотрим применение дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Первый этап.

Введение нового материала.

Дифференцированный подход не есть что-то отдельно взятое, в процессе обучения он тесно связан с различными подходами. Так на основании статей Л.В. Виноградовой и В.А. Смирнова можно сделать вывод о том, что дифференцированное введение нового материала можно осуществить сочетанием двух подходов – дифференцированного и проблемного.

Было предложено осуществлять проблемный подход при изучении нового материала на трех уровнях.

На первом уровне

ученики самостоятельно ведут поиск. Учитель указывает лишь результат, формулирует саму проблему.

На втором уровне

, т.е. для другой группы учащихся, учитель указывает на проблему, но не сообщает конечного результата, ученики сами формулируют проблему

На третьем уровне

учитель не указывает на проблему, а постепенно подводит учащихся к тому, что они самостоятельно усматривают

ее.

Второй этап.

а) самостоятельные работы учащихся по изучению нового,

б) самостоятельные работы по применению изученной теории к решению задач.

В связи с этим заслуживает внимания работа С.В. Алексеева. Он предлагает разделить самостоятельные работы по степени помощи со стороны учителя ученикам (по наличию в них элементов помощи) на три группы (см. таблицу 1.4.4.).

Таблица 1.4.4.

С С

Т Т

Е О

П Р

Е О

Н Н У

Ь Ы В

Е

Л

У И

П Ч Ч

О И И

М Т В

О Е А

Щ Л Е

И Я Т

С

С Я

О

Степень помощи

Элементы помощи

Первая группа

Задание, литература

Вторая группа

а)

или

б)

Задание, литература, план.

Задание, литература, инструктаж

Третья группа

Задание, литература, план, инструктаж.

Большинство методов дифференциации помощи со стороны учителя могут бить объединены в следующие основные группы:

указания типа задач, правила, на которые опирается данное упражнение;

дополнение к заданию в виде чертежа, схемы (и тут возможна дифференциация помощи: рисунок, чертеж без обозначений, чертеж с обозначениями и т.п.);

запись условия в виде таблицы, матрицы, графика;

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17