Содержание экологического образования и его основные компоненты

II

.3.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно установили нормы и правила поведения в природе. Поэтому изучение экологической культуры стремительной силой внедряется в начальное образование. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [4.74].

Учеными-экологами были выделены основные компоненты экологической культуры:

-экологические знания и умения;

-ценностные ориентации;

-экологически оправданное поведение;

-экологическое мышление [2.11].

Экологические знания и умения

. С раннего детства, общаясь с природой, ребенок получает минимальные экологические знания и умения. Придя в школу, ученик начинает получать конкретные знания и умения по экологической культуре. Самое главное в этом процессе – это заинтересованность ребенка.

Экологические знания ученик получает непосредственно на уроке или на внеклассных мероприятиях через общение с природой. Учитель должен использовать на уроке различные виды работ (просмотр кинофильмов, экскурсии, экологические вечера). Получить экологические знания ученик может и с помощью самостоятельной работы.

Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на практических работах.

В конце обучения у ребенка должны сформироваться четкие умения и навыки экологической культуры [2.15].

Ценностные ориентации

. Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как ценностные ориентации и степень осознанности отношения.

Формирование ценностных ориентаций обуславливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношение личности к миру природы.

Формирование ценностных ориентаций не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе ценностных ориентаций к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет симпатию к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком.

Высоким параметром ценностных ориентаций обуславливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности – пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным [3.136].

Экологически оправданное поведение.

Педагогически целесообразно формировать оправданное поведение личности к миру природы на ранних этапах развития ребенка. Уже в младшем школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание по началу будет вызывать у учащихся определенные трудности, однако в результате можно добиться повышения уровня поведения в природе. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личности своего экологического поведения.

Экологическое мышление

. Мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Важнейшими структурами экологического мышления являются анализ и синтез. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Перейти на страницу: 12 13 14 15 16 17 18