Содержание экологического образования и его основные компоненты

Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем основополагающим критерием определения выступает степень соответствия реального уровня сформированности у человека экологической ответственности тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость, гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том числе правовых аспектов [3.26].

Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо выделить две группы критериев: системные и функциональные.

К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого-либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого качества [4.184].

К группе системных критериев экологической ответственности относятся:

-нравственно-экологическая направленность;

-проявление личностью ответственного отношения к природе;

-нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность и способность действовать в защиту окружающей среды;

-инициативность и активность в процессе природоохранительной деятельности;

-воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств.

К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные компоненты экологической ответственности, относятся:

-проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы, позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность – матевационно-ценностный компонент;

-глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный компонент;

-оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно-результативный компонент [2.18].

Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-ценностный [1.93].

 

КОМПОНЕНТЫ

экологической ответственности

 
 

Мотивационно-ценностный

 

Содержательно-операционный

 

Оценочно-результативный

Перейти на страницу: 10 11 12 13 14 15 16 17 18