Система развивающего обучения
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский на основе ряда своих исследований установил, что развитие всякой психической функции в том числе и интеллекта ребенка, проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь за тем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнять самостоятельно.
Л.С. Выготский указывал, что в школе ребенок обучается не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание в широком смысле. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития, и то, что ребенок сегодня может делать в этой зоне, то есть в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно и, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.
Идеи Л.С. Выготского были развиты в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гольперин, А.В. Запорожец) которая не только подтвердила реалистичность и плодотворность этих идей, но и в конечном счете привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии его соотношений с обучением. Включение этих процессов в контекст деятельности фактически означало отказ от сведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижения на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Этот подход был сформулирован в начале 60-х годов Д.Б. Элькониным, который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее своеобразие и сущность не в условии тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субъекта[1]. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществленных в 60-80 г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова[2].
В.В. Давыдов считал, что изменяя традиционное содержание обучения, можно обеспечить необходимое умственное развитие школьников, а в дальнейшем и общее психическое их развитие, в том числе и личностное.
То есть вышесказанное подтверждает мою гипотезу о создании системы обучения в центре которой развитие личности.
В конце 80-х годов появились первые школы, взявшие на вооружение концепцию развивающего обучения.
Школа развивающего обучения может строиться по схеме:
|
определение: |
|
Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной инициативе для удовлетворения растущих потребностей учащихся и учителей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом новых идей и достижений педагогики. Имеющие собственное лицо |
|
Назначение |
|
Содействие самореализации и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование перспективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностными требованиями» |
|
Вид |
|
Личностно и общественно ориентирование |
|
Принципы |
|
Научные, объективные |
|
Характер |
|
Творческий, продуктивный |
|
Цель |
|
Развитие личности. Предупреждение тупиков развития |
|
Содержание |
|
Ценности (отношение, убеждения, мотивы деятельности). Интегрированный курсы. |
|
Учебный процесс |
|
Преобладание индивидуально - дифференцированных форм, творческого подхода |
|
Технология |
|
Новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда |
|
Управление |
|
Учащийся – субъект деятельности. Объект управления – целостная педагогическая ситуация. Поддержка личной инициативы обучаемых. |
|
Стиль |
|
Демократически, поощряющие. |
|
Организация |
|
Основанное на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности. |
|
Учащийся |
|
Источник собственного развития. Субъект деятельности. |
|
Учитель |
|
Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор. |
|
Контроль |
|
Внутренний, целостный. |
|
Последствия |
|
Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться, сплоченность, взаимопонимание, уверенность. |
|
Результаты |
|
Активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность. |
