Система высшего образования

Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляю­щиеся в формах обмена учеными, совместного использова­ния материально-технической базы и т. д.

Одной из перспективных особенностей системы обра­зования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусмат­ривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных до­таций, а другая - как кредит (школьникам же средства вы­плачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что ро­дители не в состоянии их содержать).

Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов пре­вышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 197-5 г. контингенты студентов не­уклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.

Значительные перемены предстоят в высшем образо­вании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число сту­дентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.

В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образова­ния в основном развивалась за счет создания так называе­мых специальных высших школ, приравненных к универси­тетам в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только универси­теты). В процессе реформы высшего образования преду­сматривается, что в новых землях Германии правом созда­ния ученых советов и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.

Специальные высшие школы не являются аналогами специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные про­фессиональные вузы основывать либо из профессиональ­ных училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших технических школ, существо­вавших в ГДР.

Перейти на страницу: 1 2