Система образования США.

Отметим еще некоторые особенности американских уни­верситетов. Общегуманитарное образование не заканчивает­ся в школе. Поэтому студенты-естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные пред­меты (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые предметы естественнонаучного цикла (часто математику).

Контроль знаний студентов является многоступенчатым и, как правило, включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских занятий; б) письменные эк­замены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в лек­ционных аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная. Таким обра­зом, студент, который в течение семестра характеризовал­ся прохладным отношением к изучению предмета, а на семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой высокой оценки за работу в семестре в це­лом. Представляется, что этот порядок является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его вне­дрения в учебный процесс нашего университета.

Требовательность на экзаменах довольно высока. Выс­шей оценкой является «А», следующими положительными оценками являются «В», «С», «D», а непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное распределение оценок, например, по физике за ряд лет вы­глядит следующим образом: А- 10, В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно. Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу студентов. Процент неудовлетворительных оценок также до­вольно высок.

Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для получения диплома с отличием недоста­точно хорошо учиться. Необходимо изучить некоторые кур­сы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изу­чить курс теоретической физики примерно аспирантского уровня.

Как известно, диплом с отличием в наших университе­тах выдается только на основе оценок по изученным кур­сам. Не является ли целесообразным дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения определенных дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые сдают студенты, получающие обыкновен­ный диплом?

Главное в подготовке студента в университетах США ─ выработка навыков самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе современных представле­ний.

В связи с этим в ряде общих курсов изменяют тради­ционный исторический порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс общей физики Массачусетского технологического института, где делается попытка Формирования у студентов на началь­ных этапах обучения представлений о строении физического мира на основе концепций теории относительности и кван­товой механики. В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей) отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических соединений на основе их класси­фикации. В основу кладется функциональный подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические процессы, а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства участвующих в них соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из тенденций состоит в таком планировании про­грамм, при котором можно давать часть общих курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла Фунда­ментальных физико-математических дисциплин, чтобы осве­тить ряд общих вопросов с использованием методов физики и математики уже на уровне общего образования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5