Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы работы.

Акварелью были написаны этюды с осенними и весенними пейзажами за окном, потому что важнейшими свойствами акварельных красок являются прозрачность, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро и легкость облаков, игру водяных струй дождя, нежность цветочных лепестков, молодых зеленых листьев. Возможности акварели широки – её краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены. Акварель незаменима в передаче стремительно меняющихся состояний природы, эффектов освещения и яркий впечатлений. Ничем, на наш взгляд, кроме акварели невозможно было передать свежесть впечатления от пробуждающейся природы и сиюминутность желтизны и красоты золотой осени.

Для достижения выразительности были использованы различные техники акварельной живописи, которые сочетались в одной работе – это приемы «по сухому», «по сырому» и лессировка. Первый слой работ под условным названием «Осень», «Весна» писался «по сырому», то есть перед нанесением красочного слоя бумага смачивается с двух сторон водой. Этой техникой были написаны весенние и осенние пейзажи за окном. Для окончания работы использовала лессировку – наложение одного цвета на другой, работала почти сухой кистью, которая обогатила цветовое и фактурное решение работ.

Этюд под условным названием «Зима» был выполнен в технике гуаши. Выбор этой техники был не случаен, так как гуашь – краска непрозрачная, плотная и, высыхая, она приобретает матовую бархатистость, что напоминает фактуру снега. Гуашь содержит белила, которые так необходимы в передаче зимнего состояния природы.

Завершив работу над тремя этюдами, обозначились названия трех работ: «Первоосенье», «Зимний натюрморт», «Весточки весны». Эпиграфами к этим работам стали стихи И.С. Никитина, Ф. Тютчева, А. Векслера.

К работе «Весточки весны» – стихи И.Никитина:

«… Зимы-матушки царство прошло,…

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою.

Полюбуйся: весна наступает…»;

К работе «Первоосенье» – стихи Ф. Тютчева:

«… Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь так немощно и хило

Последний улыбнется раз! »;

К работе «Зимний натюрморт» – стихи А. Векслера:

«Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры…»

После одобрения этюдов научным руководителем, приступила к завершающему этапу. Был определен формат будущих работ. Затем найденную в этюдах композицию перенесла в формат листов. Легкими линиями написала место каждого из предметов и плоскость , на которой они установлены. Уточнила место каждого из предметов относительно друг друга, определила их пропорциональные отношения, выявила конструктивную основу их формы. Все построения выполнила легкими без нажима линиями. Объемность, рельефность формы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунками, определила большой свет и большую тень. Последний этап завершения работы над рисунками заключался в мысленном их анализе. Рисунки рассматривались с позиции: перспективного построения; объемности, рельефности форм; тонового решения; материальности, обобщения рисунка, его художественная выразительность и цельность. Закончив подготовительные рисунки, слегка промыла их чистой водой. Это освободило поверхность листов от лишнего графитного порошка и возможного загрязнения.

В двух работах «Весточки весны» и «Первоосенье», выполненных акварелью, первоначально использовалась техника «по сырому». Большое внимание уделилось прописке пейзажей за окном. Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделила четче, в них яснее видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени.

На переднем плане начинала работу с обобщенной передачи объемов предметов. Находила цвета предметов, определяя основные цветовые отношения в натюрмортах. Найденные цвета накладывала крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрмортов. Каждый цвет сравнивала с остальными и при необходимости уточняла их. Цвета начинала накладывать со светлых мест предметов, потом переходила к более темным, затем к самым темным, а в нужных местах делала плавный переход от светлого цвета к более темному. Там, где было необходимо, цвет усиливала повторным наложением. Таким образом, отношения цветов в акварельных работах постепенно подводила к натуре. Накладывая тени, выделяла цвет рефлекса, а на освещенной части – блик. Заканчивала работу над натюрмортами обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добивалась целостности впечатления от постановки. Последние мазки сделала прозрачными и яркими красками.

Перейти на страницу: 1 2 3