Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы работы.

Кратко ознакомившись с историей натюрморта, мы поняли, что этот термин появился в начале 19 века во Франции и означает «мертвая натура». «Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка, «Натюрморт в советской живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину.

Творческий процесс над серией натюрмортов начинался не с первых штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывания и постановки натюрморта, выбора его темы.

На выбор темы повлияло знакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В. Хеда «Ветчина и серебрянная посуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов «Цветы в интерьере», Г. Нисский «Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка яблони», В. Мухина «Натюрморт с геранью», И. Ромадин «Северный интерьер», М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина «Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый этаж». А также знакомство со стихами:

Ф. Тютчева о весне:

«…Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась…»;

об осени:

«… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…»;

А.К. Толстого о весне:

«… Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поет…»;

Д. Кедрина о зиме:

«… На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз…»;

И. Бунина о зиме:

«…Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса…»;

Н. Грекова об осени:

«Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина…»

Работы художников и стихи русских поэтов-классиков подтолкнули меня к выбору основной темы – «Природа, поэзия и искусство – вечны».

После выбора темы начался этап эскизов – поиск изобразительного решения обозначенной темы. Было решено, что это будет триптих под условным названием «Осень, зима, весна». Затем начался предварительный анализ натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски на отдельных листах. Так как, на наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа, через пейзажное восприятие мира, было решено, что главным связующим звеном будут окно и пейзаж за окном. Началась проработка в эскизах композиционного решения каждого натюрморта и его схематическое решение, а также поиски соотношения общих масс предметов натюрморта, изучение характера предметов и уточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов, конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы над этюдами.

Этюды – это работы, выполненные с натуры. Они служат подготовительным материалом при создании произведений. С помощью этюдов конкретизируется замысел произведения, прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые решения натуры, а также способы и приемы письма. На первоначальном этапе было сделано 3 этюда, решенные в приблизительной цветовой гамме и написанные акварелью и гуашью.

Перейти на страницу: 1 2 3