Содержание и технологии обучения в российской школе

Во-вторых, в этот период складываются новые формы и методы обучения во всех школах.

В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Им и под его руководством было подготовлено много учебников, пособий, таблиц для учащихся народных школ и учебных пособий для учителей. Им были предложены многие новые формы и методы обучения. Многое сделал он и для введения в России класcно-урочной системы.

В первой половине XIX века наиболее значительную роль в развитие содержания и технологий первоначального обучения внесли Е.О. Гугель, своими учебниками [31, 32], и В.Ф. Одоевский [79] своими книгами, методическим разработ­ками.

Крайне сложным было становление содержания в средней школе. На протяжении этих десятилетий оно менялось много­кратно, причем нередко противоположным образом. Но в любом случае общую тенденцию его в этот период можно определить как становление неоклассического содержания образования.

В высшей школе основу содержания составила наука. Как важный момент надо отметить, что обучение в Московском университете шло на русском языке.

С середины XIX в. началось формирование современного содержания и технологий обучения. (Заметим, что отношение этого содержания к содержанию XVIII в. примерно таково же, как и отношение литературы XIX в. к литературе XVIII в.)

Важнейшие перемены в содержании образования этого пе­риода связаны с деятельностью К.Д. Ушинского, который выра­ботал его главные принципы: народный, научный и православ­ный характер его, доступность ученику, нравственное и разви­вающее начало и др.

Самое существенное изменение в содержании начального образования состояло в том, что значительно был расширен его объем и предназначение. Оно стало служить не средством выработки умений писать, читать, считать и петь, а средством знакомства ребенка с окружающим миром, средством его духовного, нравственного и умственного развития.

Дидактические идеи, выдвинутые К.Д. Ушинским, были реализованы им в его учебниках «Родное слово» и «Детский мир».

Им же были предложены новые технологии обучения в на­чальной школе, которые должны были служить не только це­лям формирования знаний и умений, но и целям развития (идея «развивающего обучения») и воспитания (К.Д. Ушинский считал, что первоначальное образование в первую очередь должно формировать ребенка духовно и нравственно, вырабаты­вать в нем «мировоззрение», готовить к труду, а потому само должно быть серьезным трудом ученика).

Большой вклад в развитие содержания и технологий обучения внес Л.Н. Толстой, который организовал начальную школу в Ясной Поляне, где ему удалось реализовать свои идеи на практике [См.: 100]. Им также были написаны прекрасные учебники для начальной школы.

К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой своими теоретическими и практическим работами существенно изменили взгляды на со­держание и технологии обучения в начальной школе. А их идеи стали основой дальнейшего совершенствования этих компонен­тов образования, что нашло отражение в деятельности многих педагогов перед революцией, подготовивших свои прекрасные учебники для начальной школы, — учебники В.И. Водовозова, H.A. Корфа, С.И. Миропольского и др.

Основную тенденцию развития содержания образования в средней школе можно определить одним вектором: от неоклас­сической и реальной школы к школе национальной.

Как известно, идеологами классического, правильнее неоклассического, содержания выступили многие известные деяте­ли России, в том числе и Н.И. Пирогов. И это направление педа­гогической мысли было реализовано на практике министром просвещения России 60 — 70-х гг. Д.А. Толстым.

Перейти на страницу: 1 2 3 4