Особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования

Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период существенно возросли и социокультурные потреб­ности страны в образовании и образованных людях. Особенно остро нуждались в высокообразованных людях государство и церковь.

Во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Элементарные школы открывались как в городах, так и в селах. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотны. Так в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40% грамотных, а в 90-е — более 50%. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, но падает среди крепостных. Быстро развивается книгопечатание, растет спрос на учебную книгу, так во второй половине века только Московский печатный двор выпустил 300 т. букварей. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.

Во-вторых, идет создание школ, дающих более высокое об­разование. Они создаются при приказах: Посольском, Аптекар­ском, Разрядном, Поместном, Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная школа; в 1649 г. на государственном дворе — греко-латинская школа, в ней препо­давал Арсений Грек. В 1648 г. создается школа в Спасском мо­настыре. В 1679 г. была открыта Славяно-греко-латинская ака­демия. Значительная роль в ее создании принадлежит С. Медведеву. Основными преподавателями в ней стали Ионикий и Софроний Лихуды.

Таким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и распространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более высокое общее и профессиональное образо­вание. Хотя в работе школ не было преемственности, но сама устойчивая тенденция их открытия свидетельствовала о настоя­тельной потребности России в более высоком образовании. Большой вклад в развитие образования вносили российские ца­ри, особенно Алексей Михайлович, государственные деятели и деятели образования: Ф. Ртищев, Е. Славинецкий, С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др.

Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век. Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения, начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.

С Петра начинают складываться основы современной школы. По его указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются другие начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей школы России. По его указаниям или с согласия была открыта школа математических наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, иноязычные школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. В 1725 году была открыта Петербургская Академия наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Татищев. Первый реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для бед­ных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12