Формы и методы работы с родителями.

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания" *

.

С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов школ с родителями младших школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их

-------------

*

/ Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.

на определенные типы по .

- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:

n с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подго-

товка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих де-тей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6