Методики по выявлению самооценки

Экспериментальное исследование строилось на следующих принципах:

-гуманность

-индивидуальный подход

-доступность

-валидность, т. е. соответствие методикам, изучаемым качеству.

-учета ведущего вида деятельности.

Данное экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:

-подготовительный этап.

-констатирующий эксперимент.

Были использованы методики Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. «Практикум по детской психологии», Р. С. Немов «Психология»

Перед проведением методик была проведена беседа с родителями о поведении детей дома, с их ближайшем окружением, отношении всех членов семьи к ребенку.

Методика №1.

Изучение самооценки детей в разных видах деятельности.

Подготовка.

Для первой серии приготовьте карточки с узорами трех степеней сложности, по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей.

Для второй серии подобрать сюжетные картинки:

а) ребенок, расставляющий стулья

б) ребенок, протирающий стол;

в) ребенок, стирающий полотенце.

Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых поручений. Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии с возрастом детей.

Проведение

. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по выбору или все с интервалом в 2-3 дня, индивидуально с детьми 5-6 лет.

Первая серия. Рисование.

1 ситуация

. Ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончанию работы ребенку задают вопросы: «Как ты считаешь, твой рисунок получился хороший? Его можно или нельзя взять на выставку? Почему ты так думаешь?»

2 ситуация

. Ребенку говорят: «Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке- самые простые карточки. Это нарисовать легко. Здесь – потруднее, а это – самые трудные. Чтобы их нарисовать нужно уметь хорошо рисовать. Если рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные».

Вторая серия. Трудовая деятельность.

1 ситуация

. Ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: «Дети трудятся. Расставлять стулья проще всего. Протирать столы труднее: нужно уметь намочить и выжать тряпочку. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?»

2 ситуация

. Участвуют те же дети, что и в первой ситуации. Ребенку говорят, что нужно привести групповую комнату в порядок, затем повторяют то же, что и в первой ситуации, предлагая выбрать поручение, с которым он может справиться. Спрашивают, почему он выбрал именно это поручение. Затем ребенок трудится самостоятельно. По окончании работы ему предлагают оценить результат и мотивировать свою оценку.

Третья серия. Двигательное упражнение.

Составляют 3 дорожки из высоких, средних и низких кубов. Ребенку говорят: «Тебе нужно пропрыгать по одной дорожке. По какой выбери сам. Вот эта дорожка самая легкая: кубы тут самые низкие. Вот эта потруднее, потому что кубы повыше. А эта самая трудная, здесь самые высокие кубы. Если ты прыгаешь плохо, выбери легкую дорожку. Если прыгаешь не очень хорошо, выбери дорожку средней трудности. Если ты умеешь прыгать очень хорошо, то выбери самую трудную.» Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем он должен оценить качество выполнения и мотивировать свою оценку.

Методика №2.

Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы.

Подготовка исследования

. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования

. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия.

Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия.

Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия

. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия

. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. п.

Перед испытанием раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика. Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии «самых добрых»(говорят, что они «делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре»), а в другую стопку – фотографии детей «не очень добрых»( «не любят делиться гостинцами, не дают играть своими игрушками и т. д.»). Фотографии детей, которые «только иногда бывают добрыми», складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии 3 раза.

Перейти на страницу: 1 2 3