Современное состояние проблемы.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

«Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Они вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.

Игровые моменты

Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение и дети смогут более продуктивно работать дальше. Например, при изучении темы «Изготовление фартука, пооперационная обработка» в пятом классе напряжение детей очень большое так как они стараются выполнить ровные строчки, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка работы на швейной машине. В качестве игрового момента можно использовать такую физминутку:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травку покушали,

Тишину послушали.

Тихо, тихо высоко

Прыгай на носках легко.

Игровые приёмы

Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

В решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

Использование игровых приёмов– забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]

Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.

Например, в девятом классе при изучении темы «Психические процессы», детям можно предложить кроссворд со следующими вопросами.

По горизонтали.

Одно из качеств внимания. Определяет количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности на основе прошлого опыта человека.

Вид памяти в зависимости от цели и способа запоминания.

Способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта.

Вид памяти в зависимости от длительности сохранения информации.

Направленность и сосредоточенность сознания человека на определённом объекте.

Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Степень сосредоточенности на объекте.

Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

По вертикали.

Вид памяти в зависимости от объекта запоминания.

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений.

Важное качество, которое вырабатывает в себе человек при частом проявлении внимания.

Длительное сосредоточение внимания на объекте.

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся отражением действительности.

(кроссворд см. приложение №1)

Игровые формы

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Перейти на страницу: 1 2 3