Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников

Педагоги и психологи различных научных школ выделили ряд общих положений:

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.

Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике развивающих игр и упражнений на уроках в средних классах школы.

Отсюда: проблема исследования: каковы условия эффективного применения развивающих игр и упражнений на уроках технологии в средних классах школы.

Цель исследования: выявить условия эффективности применения развивающих игр и упражнений на уроках технологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: условия использования развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Составить систему уроков с использованием развивающих игр и упражнений.

Применить на практике данную систему.

Выяснить, как влияет применение развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности.

Разработать методические рекомендации.

Гипотеза исследования: если использовать развивающие игры и упражнения на уроке, то развиваются мыслительные процессы.

Методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, обработка статистических данных.

Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются труды философов, учёных, педагогов и психологов о развитии личности.

База исследования: средние классы Сенгилеевской средней общеобразовательной школы № 2, ул. Гая, д. 63.

Этапы исследования:

Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2002 г. – организационный. На этом этапе: изучалась психолого-педагогическая литература, подготовка программ эксперимента, констатирующий эксперимент.

Ноябрь, декабрь, январь, февраль 2002 – 2003 г. – экспериментальный. Проводился формирующий эксперимент. На этом этапе были проанализированы и проведены педагогические условия и дидактические приёмы необходимые для формирования деятельности учащихся.

Март, апрель – 2003 г. заключительный. На этом этапе была завершена опытно экспериментальная работа, систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подвергаются качественному и количественному анализу. Были сформулированы основные выводы, и шло литературное оформление.

Перейти на страницу: 1 2 3