Экспериментальные исследования. Констатирующий эксперимент

1. Анализ и оценка результатов состояния вопроса в практике учителей школы №11 г. Абакана.

На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

- провести контрольное анкетирование учителей и учащихся;

- проанализировать состояние внеклассной работы по русскому языку в I-III(IV) и V-VI классах на основе анкетных данных и наблюдения;

- изучить состояние профессиональной деятельности учителей (на основе наблюдения за внеурочной работой), с точки зрения реализации положений, заложенных в методической науке;

- определить состояние внутришкольной методической работы по теме исследования.

Принимая во внимание все ранее сказанное, попробуем проанализировать и оценить состояние нашего предмета изучения в практике учителей школы №11 г. Абакана.

Для того, чтобы выяснить уровень организации внеклассной работы по русскому языку в I-III(IV) и V-VI классах педагогам была предложена анкета, позволяющая решить следующие задачи:

- выяснить владеют ли учителя теоретическими знаниями по данному вопросу;

- определить осознание педагогами необходимости улучшения организации внеурочной работы по русскому языку;

- выяснить знание учителями эффективных условий организации внеклассной деятельности по русскому языку.

В констатирующем эксперименте принимало участие 4 учителя начальных классов и 3 учителя 5-6 классов. Анкета содержала следующий перечень вопросов.

1. Что такое внеклассная работа?

2. Имеет ли она значение при обучении русскому языку? Какое?

3. Проводите ли Вы внеурочную работу по русскому языку в своем классе? В какой форме?

4. Носит ли она систематический характер?

5. Соблюдение каких принципов организации внеклассной деятельности по русскому языку считаете необходимым?

6. Есть ли что-то, что мешает Вам в проведении внеурочной работы?

Исследование показало, что педагоги осознают значимость организации внеклассной работы по русскому языку (особенно учителя-предметники), но не все четко определяют ее назначение на определенном этапе обучения. Ответ не первый вопрос дали все учителя в той или иной степени точности. Большинством педагогов были названы следующие принципы организации внеурочной деятельности: занимательность, систематичность, научная углубленность, добровольность, избирательность и др. Принцип преемственности и перспективности как одно из условий эффективной организации внеклассной работы назван не был.

Изучение состояния проблема в школе показало, что на сегодняшний день никто из педагогов не ведет кружок русского языка. Вся внеурочная работа по русскому языку сводится к эпизодическим мероприятиям как на уровне отдельного класса, так и в масштабах всей школы (День русского языка, Неделя русского языка).

Среди причин, мешающих в проведении внеклассной работы, назывались прямые и косвенные: недостаточное внимание этому вопросу методических объединений, загруженность как самих педагогов, так и школьников, и невыплата зарплаты.

Наряду с анкетированием был проведен анализ просмотренных внеклассных занятий, что в совокупности позволяет сделать следующий вывод: полученные сведения дают возможность говорить как о недостаточном уровне теоретической подготовки учителей по данному вопросу, так и о нежелании или неумении большинства из них заниматься организацией систематической внеклассной работой по предмету.

Перейти на страницу: 1 2 3