Пути эффективной организации внеклассной работы по русскому языку на основе реализации принципа преемственности и перспективности

ТАБЛИЦА 2. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Класс

Дискуссионно-аналитические

формы

Наглядно-практические

Игровые

Состязательные

С ролевым компонентом

I

Рассказ-беседа.

Выставки в классе.

Игра-соревно­вание.

Игры-фантазии.

II

Беседа.

Классный уголок русского языка. Занимательный календарь. Веселый задачник. Угадайка.

Викторина. Игры «Счастливый случай», «Поле чудес».

Воображаемые путешествия.

III (IV)

Рассказ.

Устный журнал.

Игра «КВН», олимпиада.

V

Обсуждение книг, выставок.

Лингвистические бюллетени. Экскурсии. Общешкольный уголок.

Конкурсы. Игра «Кроссворд», «Звездный час».

Конкурсы корреспондентов.

VI

Вечер вопросов и ответов.

Встречи с интересными людьми.

Игра типа «Что? Где? Когда?». Турнир знатоков.

VII-VIII

Реферирование. Конференция. Лекция. Семинар. Диспут.

Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Экспедиции. Создание школьных музеев, оформление кабинетов.

Игра «Умники и умницы».

В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе использованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае беседу, обсуждение интересных фактов). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразной из них.

Возникает закономерный вопрос: «Как привлечь учащихся к участию во внеурочной работе? С чего начать?». Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем.

В своей практике я использовала опыт Е.П. Преображенской – выпустила красочно оформленный бюллетень, в котором показывалось то, чем будут заниматься дети в кружке русского языка, предлагались различные задания. Свои ответы учащиеся опустили в специальный конверт. Затем было вывешено объявление, приглашающее школьников прийти на занятие кружка, на котором будет объявлено, кто из учеников правильно и лучше всех решил задачи, помещенные в бюллетене. Тем самым явка на вводные занятия кружка была обеспечена.

Существуют и другие способы привлечения учащихся к участию во внеклассной работе. Все зависит от творчества руководителя и знания им эффективных условий организации урочной деятельности.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы и способы их организации.

Как и в старших классах, ведущей формой работы с младшими школьниками является кружок. Называется он, обычно, кружком занимательной грамматики, но название это условно, потому что в кружках данного типа рассматриваются, помимо грамматики, и другие вопросы – фонетики, лексики, словообразования. Эти кружки точнее было бы назвать кружками занимательного языкознания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6