Содержание внеклассной работы по русскому языку

Сохранение преемственности во внеклассной работе по русскому языку между I-III(IV) и V-VI классами, как было указано ранее, отражается, прежде всего, в отборе материала для изучения с учетом общего развития учащихся, их подготовленности по предмету, доступности этого материала для сознательного рассмотрения. В связи с вышеперечисленным необходимо рассмотреть проблему содержания внеурочной деятельности по русскому языку учащихся I-VI классов.

Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимать во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывать конкретные условия работы и особенности своего класса.

Внеклассные занятия с младшими школьниками и старшими школьниками могут совпадать по форме, но вместе с тем они отличаются методическими приемами подачи материала и содержанием. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке, но она должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания. Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы.

Внеурочные занятия отражают основные направления в работе по русскому языку: изучение языка во всей совокупности его проявлений, повышение теоретического уровня сообщаемых знаний, внимание к развитию связной устной и письменной речи, а в общедидактическом плане – развитие учащихся в процессе обучения.

Поскольку при определении содержания внеклассных занятий учителю необходимо принимать во внимание два плана – личный, ученика (учет и удовлетворение запросов), и обязательный, учебной программы по предмету (стремление добиться лучшего усвоения школьниками изучаемого на уроках материала, обеспечить соблюдение принципа преемственности и перспективности), считаем необходимым рассмотреть вопросы лингвистических интересов учащихся и связи классных и внеклассных занятий.