Система педагогических наук.

· Сравнительная педагогика.

Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют давать научное толкование образовательным традициям, системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт международного опыта.

· Сурдопедагогика.

Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без слуха.

· Тифлопедагогика.

Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения.

· Олигофренопедагогика.

Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в развитии мышления

Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике предопределяется масштабами рождения детей с аномальным развитием.

· Лечебная педагогика.

Новая отрасль педагогики. Развивается на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок.

· История педагогики.

Наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования.

В систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам. В методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и расширяют арсенал общей теории образования – дидактики.

Перейти на страницу: 1 2