Система педагогических наук.

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те, которые имеют многовековую историческую давность.

В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято включать:

· Ясельная педагогика.

Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией, медициной.

· Дошкольная педагогика.

Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

· Педагогика школы.

Относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для построения вузовской педагогики.

· Педагогика профессионально-технического образования.

Изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

· Педагогика среднего специального образования.

Находится на стадии становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования

· Педагогика высшей школы.

Выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено несколькими факторами:

v Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.

v Фактор преемственности со школьной педагогикой.

v Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми.

· Производственная педагогика

. Изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

· Военная педагогика.

Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах.

· Социальная педагогика.

Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и совместного образования детей и взрослых.

· Педагогика третьего возраста.

Разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с медициной и геронтологией.

· Исправительно-трудовая педагогика

(Педагогика пенитенциарных учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Перейти на страницу: 1 2