Опора на принципы педагогики в работе с подросткам

В предыдущей главе мы рассматривали сущность статуса социального педагога, его функции, обязанности, права, а так же его профессиональное мастерство. В настоящей главе мы рассмотрим условия эффективности работы специалиста.

Социальный педагог, работая с подростками, опирается на принципы педагогики.[4]

“Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса”.[5]

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода.

Социальный педагог, находясь среди своих клиентов, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды, особенно семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в работу на определенных участках, производстве. Ведь знания связанные с практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность.

Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.

Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону ближайшего развития.

Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам педагоги подросткового клуба “Эллада” объясняют их в упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с подростками и действуют продуманно. Вот например, специальный педагог по работе с подростками девиантного поведения заранее продумывает план работы с ними, пишет программы проведения мероприятий и выполняет их в определенной последовательности. А в организационных приемах работы, в системе ведения беседы с родителями “трудных” подростков сообщает план беседы, объявляет о переходе к новому виду работы.

Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления подростка. Поэтому материал, полученный от социального педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, подростки потеряют интерес к происходящему.

Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог подросткового клуба учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Он выявляет подростков одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.

Как видно, принципы современной педагогики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные особенности принципа воспитания.