Педагогическая система «занятие по иностранному языку в ВУЗе с применением учебных игр» в концепции А.А.Деркача.

Ведущими умениями гностического компонента являются:

1) осознавать задачи по овладению иностранным языком и соотносить их со своей общепрофессиональной подотовкой;

2) соотносить изучаемый материал с системой родного языка;

3) пополнять, углублять и совершенствовать свои знания по иностранному языку путём самообразования;

4) определять главную цель и выделять главную проблему текста по заглавию;

5) узнавать в тексте знакомые ЛЕ и ГС, выделять ключевые слова и выражения и с их помощью определять основное содержание текста или извлекать полезную информацию;

6) догадываться о значении незнакомых слов, не заглядывая в словарь (по контексту, ассоциации, аналогии);

7) формулировать вопросы по содержанию текста и в связи с ним;

8) подбирать и систематизировать материал по теме и на его основе проводить элементарное исследование.

К проектировочным относятся умения:

1) планировать действия в связи с решением конкретной задачи по иностранному языку и отбирать наиболее рациональные и эффективные способы их осуществления;

2) соотносить изучаемый материал, знания, умения с их практическим применением;

3) предусматривать возможные трудности при выполнении самостоятельных заданий по иностранному языку и намечать пути и способы их преодоления;

4) прогнозировать и учитывать реакцию собеседника на свои действия при подготовке письменных и устных заданий;

5) определять свою роль и место в решении задач в заданной ситуации и намечать стратегию и тактику поведения в ходе обыгрывания ситуации;

6) прогнозировать несколько вариантов своих действий в ходе обыгрывания ситуаций;

7) разрабатывать игровую модель ситуации в связи с изучаемым материалом по иностранному языку или на его основе.

Конструктивный компонент включает следующие умения:

1) строить свои действия, связанные с владением иностранным языком, в условиях реальной жизни;

2) разбивать текст на логические части, определять главную мысль каждой и выражать её другим предложением;

3) составлять план своего сообщения и на его основе строить логически законченный рассказ;

4) выделять и подбирать ключевые слова, выражения, клише для своего сообщения и правильно строить предложения, высказывания;

5) чётко и грамотно выражать свою мысль на иностранном языке;

6) делать вступление к своему сообщению;

7) препарировать излагаемый материал путём парафраза и обобщения и кратко излагать основное содержание на иностранном языке;

8) делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки.

В коммуникативную группу входят умения:

1) адекватно оценивать знания и действия свои и товарищей на занятиях;

2) вести беседу на: а) бытовую тему; б)общественно-политическую тему; в) профессиональную тему; г) о странах изучаемого языка;

3) начать, прервать, завершить, изменить ход (тему), продолжить разговор на иностранном языке;

4) аргументировать своё высказывание, убеждать и агитировать средствами иностранного языка, высказывать собственное отношение к обсуждаемой проблеме;

5) отвечать (реагировать) на вопросы собеседника на иностранном языке в связи с сообщениями;

6) понимать иноязычный текст с опорой на наглядность, извлекать необходимую информацию.

Организаторский компонент представлен умениями:

1) организовать индивидуальную работу по иностранному языку;

2) помочь товарищам: а) на занятиях по иностранному языку; б) во внеаудиторное время.

А.Деркач подчёркивает, что выявление этой структуры интеллектуальных умений стало основой перехода к конструированию системы учебных игр, способной обеспечивать эффективное и качественное формирование и развитие данных умений на занятиях по иностранному языку. При разработке учебных игр А.Деркач опирается на традиционную систему обучения, сила которой – в способности создавать достаточно прочную базу теории, а слабость – не способность обеспечивать разумное, мотивированное, комплексное использование знаний в процессе занятий и в условиях реальной жизни.

Будучи внедрённой в систему традиционного обучения, А.Деркач выделяет в учебной игре несколько функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения), компенсаторную.

Перейти на страницу: 1 2 3