Система и методика проведения интегрированных занятий.

Анализируя процесс создания детьми изображения по замыслу, готовые продукты их деятельности и сопоставляя их с анализом творчества художника (М.И.Богачева, Л.С.Выготский, В.Г.Злотников, П.П.Чистяков и др.), мы выделили следующие этапы формирования и воплощения замысла в рисовании старших дошкольников (которые, впрочем, характерны и для других видов изобразительной деятельности):

1.

Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем организации просмотра кукольного театра и игры в нем, рассматривания репродукций картин художников и иллюстраций книг.

2.

Определение темы рисунка.

3.

Осознание содержания будущего рисунка, определение входящих в него изображений, композиции рисунка.

4.

Выбор материалов для рисования с точки зрения предпочтений ребенка, их наибольшей выразительности для решения темы, выбор и уточнение способов создания изображений.

5.

Уточнение представлений о предметах, явлениях (сюжет, персонажи кукольного театра), которые будут изображаться перед началом рисования.

6.

Планирование выполнения замысла. Определение последовательности создания изображения.

7.

Уточнение представлений об изображаемых предметах в случае необходимости, в ходе реализации замысла путем дополнительного рассматривания куклы, иллюстраций, дополнительное объяснение, напоминание.

8.

Активизация применения разнообразных способов создания изображения, выразительных средств.

9.

Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления замысла (контроль по результату), примененных способов изображения и выразительности.

10.

Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.

11.

Анализ готового рисунка, выделение интересного, выразительного решения образов.

Эти этапы исходят их классификации методов и приемов обучения изобразительной деятельности, разработанной Лернер И.Я. [ ], включающей следующие методы:

1. Информационно-рецептивный (наблюдения, обследования игрушек, рассматривание картин и иллюстраций);

2. Репродуктивный (упражнения на закрепление знаний, выработка навыков и умений);

3. Исследовательский;

4. Эвристический (поэлементное обучение чертам творческой деятельности).

Цель формирующего этапа:

Повышение композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.

Задачи:

1. знакомство и упражнения детей с элементами актерского воплощения, с постановкой речи актера – кукольника.

2. систематизировать содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей кукольного театра;

Таблица 3

Содержание, формы и методы работы по изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей кукольного театра.

Задачи

Содержание, формы и методы работы

Развитие вос-приятия детей

Используя куклы и игрушки кукольного театра, развивать у детей восприятие предмета. Знакомить детей с формой кукол, игрушек, обводя их по контуру, форме пальцем, рукой, выделяя и называя их форму. строение, величину частей, цвет

Развивать спо-собность, вос-принимать, наб-людать, фикси-руя движения игрушек, кукол.

Вместе с детьми наблюдать движения кукол, выполняющих актером-кукольником, и замечать изменение положения при движении и разных позах.

Развивать эсте-тическое вос-приятие куколь-ного театра

После просмотра спектакля обращать внимание на эстетические свойства декорации (домик заюшки, дворец, деревья, цветы и т.д.)

Развивать дет-ское творчество

После просмотра спектакля дети рисуют сюжеты, наиболее запомнившиеся им (понравившиеся). Предложить нарисовать, составить композицию

Необходимо как можно больше разнообразие материалов, стимулирование использования детьми различных способов изображения, развивать графические умения и навыки.  

Учить детей рассказывать о сюжетах спек-такля и их изображении в рисунках

Подобрать иллюстрации сказок, рассказов, в детских книгах разных художников, по которым поставлены спектакли.

Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приемы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности рисунков разных художников. Задание детям рассказать о том, что интересного из спектакля запомнил и что нарисовал, придумать конец сказки

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6